|
Настоящие, печатные экслибрисы в виде наклеиваемых на внутреннюю сторону переплёта бумажных ярлыков с нанесёнными на них в технике гравюры изображениями появились в Германии в начале XVI века. Авторы всех статей об истории книжных знаков в один голос утверждают, что появление экслибрисов связано с изобретением книгопечатания, благодаря которому книг стало намного больше, и они стали доступнее. Но стоит отметить, что появление экслибриса в современном виде - как мини-гравюры и произведения изобразительного искусства - было бы невозможно без изобретения гравирования в технике офорта, которая позволяет отображать на оттиске очень мелкие графические детали. В начале XVI века новую технику гравирования начали активно осваивать титаны немецкого Возрождения – Альбрехт Дюрер, Ханс Хольбейн Младший, Лукас Кранах Старший. Эти художники, сотворив немало великолепных «больших» гравюр, не гнушались и «малыми формами». Именно они и стали пионерами в создании печатных книжных знаков.
Долгое время экслибрис выполнял, в основном, чисто утилитарную функцию хозяйского клейма на книге. Среди немногочисленных обладателей больших частных библиотек преобладали титулованные особы. Поэтому большинство книжных знаков исполнялись в виде герба (геральдического знака) или инициальной записи, вензеля, монограммы. Присутствие дополнительных композиционных элементов было, скорее, исключением из правил.
|
|
В России экслибрисы появились в эпоху Петра I и на протяжении более полутора веков были, в основном, геральдическими, поскольку каждый дворянин стремился обзавестись личной библиотекой, а каждый разбогатевший купец желал получить дворянский титул. Тем не менее, в эту историческую эпоху стали появляться «сюжетные» и «орнаментальные» экслибрисы.
В середине XIX века общественно-политическая ситуация начинает меняться. Отменяется крепостное право, начинается бурное развитие капитализма, появляется значительная прослойка образованных людей не из дворянства – «разночинцев». Молодые, люди не знатного происхождения с горячими сердцами и головами, выйдя из стен университетов, сталкивались с высокомерным отношением к себе аристократов, при случае подтрунивавших над небезупречным французским или неразвитым эстетическим вкусом новых представителей образованного сословия. Разночинцы отвечали на это нигилизмом и формированием нового, более демократичного искусства. Этот культурный процесс, а также резкое удешевление книжной продукции отразился и на книжных знаках. Геральдические экслибрисы-эстампы вытесняются ярлыками с текстами, выполненными типографским набором на каучуковых штемпелях. Другое направление,появившееся в эту эпоху - знаки-шаржи на их владельцев. Такие экслибрисы не будучи явлением в искусстве графики, представляют интерес, в основном, для историков и библиофилов.
|
|
Говоря о современном состоянии этого вида изобразительного искусства, нельзя не пройти мимо темы книгопечатания и книжного рынка, поскольку большую часть своей истории экслибрис был неразрывно связан с книгой. Молодые люди часто безапелляционно утверждают о скором неминуемом конце «бумажного носителя», который будет вытеснен электронной и аудио книгой. Однако, маркетинговые исследования российского книготоргового рынка свидетельствуют о том, что такие утверждения пока преждевременны. Но что будет дальше? Летом 2010 года случилось событие, которое можно назвать знаковым: в одном из самых популярных в мире интернет-магазинов Amazon.com продажи электронных книг превысили реализацию книг традиционных. Преимущества электронных книг очевидны. Бесчисленное количество томов можно закачать в устройство размером с ладонь и весом двести граммов. В интернете электронную книгу можно купить в среднем за 30-50 рублей. Попробуйте найти что-нибудь в бумажном варианте по такой же цене, не говоря уже о том, что огромное количество текстов доступны совершенно бесплатно! Обитателям малогабаритных квартир не надо загромождать пространство книжными полками, и с пылью меньше проблем - исчезает главный пылесборник в доме. Конечно, приятно держать в руках книгу, перелистывать шуршащие страницы, рассматривать иллюстрации, да и чтение с экрана изрядно утомляет многих из нас, с детства привыкших к чтению с бумаги. Тем не менее, всё больше читателей делает прагматичный выбор. А для молодых людей привыкших постоянно смотреть в экран чуть ли не с детсада - этот выбор тем более очевиден. Во всяком случае, тем, кто не мыслит себе поездку в общественном транспорте без чтения «иронических детективов» и прочей pulp fiction, стоит задуматься о смене формата, учитывая то обстоятельство, что цены на бук-ридеры постоянно снижаются, а книги в мягком переплёте дорожают.
Но существует и противоположная точка зрения, опирающаяся на аналогию с несбывшимися пророчествами о смерти театра с появлением сначала кино, а затем телевидения. Даже формат виниловых пластинок не умер, став элитарным. Современные проигрыватели и рекомендуемые к ним ламповые усилители ручной сборки стоят не дёшево. А сами виниловые диски стали предметами коллекционирования.
Останутся ли личные и семейные библиотеки, составленные из книг в твёрдом переплёте столь же массовым явлением, коим они являлись в 70-80-х годах прошлого столетия? Или же они станут уделом немногих избранных? Думаю, ответ находится где-то посередине между этими двумя полярными прогнозами. Семейная библиотека, осознанно или подсознательно, воспринимается нами как реликвия. «Основанная» нашими родителями, дедами, а то и прадедами, она всё ещё остаётся атрибутом домашнего уюта, олицетворением связи поколений, признаком фундаментальности и основательности нашего бытия. Бывает, мы ловим себя на желании внести свою личную лепту в это книжное собрание. В таком контексте украшение своей библиотеки миниатюрным произведением искусства, выполненным по нашему заказу, и повествующем миру о нашей неповторимой личности становится делом чести!... Что-то я увлёкся и перешёл на пафос... А всё потому, что я и сам заразился этой идеей!
Впрочем, в наше время издательское и книготорговое дело связаны с искусством экслибриса таким же образом, как почта с филателией. Экслибрис уже давно эмансипировался и стал самостоятельным явлением современного искусства, хотя он по-прежнему выполнят свою утилитарную функцию книжного знака. Нередко библиофилы заказывают для своих собраний книг несколько экслибрисов у разных художников. Среди любителей жанра есть и чистые коллекционеры, собирающие «чужие» экслибрисы. А бывают библиофилы и коллекционеры в одном лице. Любителей и художников, создающих маленькие графические шедевры объединяет страстная увлечённость пленительным миром экслибрисов, не оставляющим равнодушным никого из тех, кто близко соприкоснулся с ним.
Художник Юрий Леонидович Лебедев учился в знаменитой «Мухе» - Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Ныне этому учебному заведению возвращено имя основателя – А.Л. Штиглица. Примечательно, что первая выставка художественного объединения «Мир искусства», состоялась в 1898 году именно в Музее Центрального училища техники рисования барона А. Л. Штиглица. Как принято говорить в таких случаях, «является продолжателем славных традиций», что вполне справедливо по отношению к этому замечательному художнику.
В своём отношении к творческому процессу Юрий Леонидович руководствуется максимой Дягилева: «произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Однако, при создании экслибриса законы жанра – миниатюрный формат и воля заказчика - накладывают ограничения на творческое самовыражение. В чём же состоит привлекательность экслибриса для художника?
Лебедев считает, что сложность творческих задач, возникающих при работе над экслибрисом под силу не каждому художнику. Прежде всего, надо уметь развернуть на плоскости, размеры которой редко превышают 10х10 см, почти монументальную композицию. Добиваться предельной выразительности и выпуклости образов с тем, чтобы графическая миниатюра обращала на себя внимание. Необходимо высокое мастерство композиции, умение, отсекая всё лишнее, точно и лаконично отразить идейное содержание. Каждая деталь композиции должна «работать» на авторский замысел. Важно уметь находить нужный баланс между символизмом и реалистичностью.
Приступая к созданию экслибриса, художник вступает в диалог с заказчиком. И если при написании портрета композиционное решение можно обговорить заранее, и заказчик, ознакомившись с творческим багажом портретиста, может с большой долей достоверности представить конечный результат, то в случае с экслибрисом художнику необходимо воплотить в графической композиции отражение личности посредством визуальных метафор. Нередки случаи, когда очень удачная работа остаётся непонятой. Юрий Леонидович вспоминает случай, когда отвергнутый заказчиком вариант экслибриса завоевал Гран-при на престижном конкурсе.
Пожелания будущих обладателей персональных книжных знаков к художнику в части конкретики расходятся в широком диапазоне. От минимальных - знак зодиака, профессия, основная тематика библиотеки. До подробного, часто длинного списка визуальных элементов, которые заказчик хотел бы увидеть в своём экслибрисе. Нередко художник за поиском творческих идей обращается к ознакомлению к той предметной области, которую обозначил заказчик. Но какие бы пожелания не высказывались, главная задача художника – создание миниатюрного художественного произведения, отражающего личность, с её характером, увлечениями, пристрастиями, вкусами, профессиональными интересами. Именно поэтому, заказав один экслибрис, часто возникает желание заказать ещё и у разных художников.
Юрий Лебедев, погружаясь в работу с экслибрисами, временами замечает за собой потерю интереса к традиционным пейзажам, портретам и натюрмортам, которые кажутся невыразительными и скучными. Несмотря на это, ему вполне удаются и «большие» графические работы, в которых нет-нет да и проявляется характерные черты изобразительного языка экслибриса.
|
Journal information