Колокол на верхнем ярусе планировали сбросить еще в начале 30-х годов, но он под собственной тяжестью провалился вниз, и извлечь его стало делом почти невозможным.

В начале июня 1940 года колокол начал бить в набат редкими ударами. Но постепенно они становились все более частыми и громкими, а в ночь с 21 на 22 июня почти непрерывными, разносившимися даже до Кашина, от которого до Калязина 20 километров. В течение войны удары колокола раздавались перед самыми страшными и мощными сражениями: битвой под Москвой, Сталинградской, Курской битвой, перед взятием Берлина.
В августе 45 года набат звучал ночью 6-го и 9-го числа. Люди не понимали, в чем причина, пока не узнали о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. После этого события местные партийные власти решили «закрыть рот» колоколу. Водолазы в 1946 году закрепили язык прочной проволокой. Но в 5 октября 1948 года он зазвонил опять в ночь землетрясения в Ашхабаде.
Вторая попытка заставить колокольню замолчать в 1950 году закончилась болезнями всех членов водолазной команды, которые быстро прошли, стоило членам экспедиции уплыть с этого места.
Следующий очень громкий набат прозвучал летом, а потом в 25 декабря 1979 года, когда войска советского «ограниченного контингента» вошли в Афганистан. После этого очередного предупреждения власти отреагировали серьезно – направили бригаду по расчистке фарватера, которая намыла мель вокруг колокольни, навсегда похоронив беспокойный колокол вместе с нижней третью колокольни. Сверху мель засыпали полной баржей щебня и камней. Так и появился остров на водохранилище.
Journal information