В своем микроблоге в «Твиттере» WikiLeaks привела сводную таблицу политической лексики, которую использовали в сентябре – октябре во время президентских теледебатов Хиллари Клинтон и Дональда Трампа.
Таблица составлялась по принципу частоты обращения кандидатов, выступавших перед многомиллионной американской телеаудиторией, к различным сюжетам, значимым для избирателей. Можно предположить, что от отношения к этим сюжетам двух кандидатов в известной мере зависит исход выборов.
Всего в таблице, приводимой WikiLeaks, ранжированы 33 сюжета по количеству упоминаний их Трампом и Клинтон, но три из них, видимо, полностью выпадают из публичного дискурса и, соответственно, из поля зрения кандидатов (0 упоминаний). Это такие сюжеты, как «Слежка за гражданами со стороны АНБ», «Американские индейцы» и «Йемен». (То есть, например, война в Йемене, которую Саудовская Аравия при поддержке США ведёт уже 20 месяцев, граждан Соединённых Штатов не волнует, как не волнует их положение Native Americans).
Две трети (20 из 30) остающихся сюжетов – это внутренние проблемы, что для Америки вполне традиционно. Хотя для замкнутого на себя американского общества и треть предвыборного интереса, уделённого международным делам, - не так мало. И тут выясняется самое интересное.
Соседняя Канада в дебатах кандидатов в президенты упоминалась, к примеру, всего единожды (другой сосед, Мексика, не упоминалась, кстати, вовсе). Ирак вызывает заметно больший интерес (31 упоминание, но почему-то меньше всего – в последнем туре дебатов, когда в администрации Обамы уже с помпой объявили о начале штурма Мосула американской коалицией). Настолько же интересен кандидатам в президенты и, соответственно, избирателям Башар Асад (тоже 31 упоминание).
И вот главные международные сюжеты, которые больше всего волнуют предвыборную Америку: Иран – 67 упоминаний, Сирия - 71 упоминание (для сравнения: сюжет «Китай и китайцы» упоминался в дебатах Клинтон и Трампа только 43 раза), «ИГ / терроризм / Аль-Каида» - 132 упоминания и, наконец, «Россия / Путин» - 178 упоминаний.
Это и является самым необычным: за несколько дней до голосования на выборах президента США на первое место по важности в предвыборном процессе вышли, во-первых, Россия и её президент, во-вторых, глобальная угроза терроризма. Чем не почва для серьёзного диалога между Кремлём и Белым домом, когда новый президент США займёт в нём свое место? Ведь даже вечно животрепещущая для американцев проблема налогов отступила тут на третье место (119 упоминаний).
Обращает на себя внимание, что в списке из 30 сюжетов, которым в той или иной мере было уделено внимание в теледебатах Трампа и Клинтон и где нашлось место, скажем, Ливии, отсутствуют Украина с её квазиперманентным кризисом и все другие страны постсоветского мира, кроме, естественно, Российской Федерации. Если, конечно, ребята из WikiLeaks всё правильно посчитали.
Соб. корр. ФСК
Journal information