Удивительные вещи порой узнаёшь о функционировании механизма российского госаппарата. На прошлой неделе на заседании правительства министр сельского хозяйства Ткачёв пожаловался на то, что Минфин зажал деньги. "Это неправда" - ответил зам. министра финансов Иванов. Реакция Медведева была резкой - он потребовал министерства разобраться в трехдневный срок и перечислить деньги — «иначе кому-то будет больно». «Все что не перечислено — бегом перечислить, в противном случае мне придется всех, кто занимается этими операциями, наказать» - добавил Дмитрий Анатольевич. Ему можно посочувствовать - с какими неслухами приходится работать! А аграриям, которые ждут не дождутся денежку казённую каково?
Впрочем, в России есть и такие аграрии, которые и за свои кровные умудряются перевыполнять "продовольственную программу". Да так перевыполнять, что приходится излишки на экспорт отправлять. К примеру, рост экспорта товарной категории, включающей морковь, репу и свеклу, выросли аж на 3418%.
Вот если бы с производством сыра всё было так же хорошо. А пока что, после введения санкций против европейских сельхоз-производителей розничные сети заполнили свои прилавки сырами-фальсификатами, про которые уже анекдоты стали ходить. Но в реальной жизни часто случается такое, что смешнее самого смешного анекдота - к примеру, заключение стратегического российско-санмаринского сырного альянса.
Казалось бы, сыр на порядки более дорогой продукт, чем морковка, значит и денег на нём заработать можно больше, если ещё и экспортом его заняться. Оборудование для производства купить не проблема, иностранных специалистов тоже можно привлечь за хорошую зарплату. За чем же дело стало?
А дело в том, что сыр труднее продать, чем морковку. Когда покупатель приходит в магазин покупать морковь он смотрит на цену и товарный вид. Основных товарных видов моркови в торговых сетях всего два: морковь мытая и морковь немытая. или просто морковь. Хочешь сэкономить - покупай немытую, не хочешь пачкаться - покупай мытую. Но с сыром совсем другая история - много сортов, много производителей, и у каждого из нас есть свои предпочтения. которые мы нечасто мняем. Поэтому когда на прилавках появляется какой-то новый сыр - к нему надо как-то привлечь внимание покупателя: вложиться в рекламу, продвидвижением заняться - в общем, дело хлопотное и риски выше по сравнению с овощным бизнесом. А высокие риски требуют предпринимателей и менеджеров соответствующего уровня.
Интересная ситуация сложилась в нашем аграрном секторе. Буквально в последние годы в России тихо, без телевизионных фанфар и звонких газетных заголовков, свершилась аграрная революция. Кроме того, санкции и низкий курс рубля убрали с рынка западных конкурентов. Вроде бы в таких условиях нашему агропрому можно было бы и без гос. поддержки решить проблему импортозамещения. Однако деньги и деловая активность в аграрном секторе уходят, в основном, на производство и экспорт простой и недорогой продукции. Остаётся лишь ожидать, когда российский агробизнес дорастёт до нужного уровня. Поэтому не стоит удивляться тому, что пятую или шестую экономику мира называют "развивающимся рынком".
А чтобы рынок развивался побыстрее - этим Минэкономразвития занимается. в котором до февраля этого года был департамент стратегического развития - а теперь нету. Видимо решили, что и без стратегии всё само собой разовьётся...
P.S.
А пока развивающийся рынок сам по себе развивается, опросы показывают, что чуть ли не более половины россиян не прочь вернуться в советское прошлое, когда в некоторых городах и весях учительницам литературы приходилось объяснять деткам значение слова "сыр".
"Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не даёт ответа..."
Journal information