220 лет назад, 29 марта 1796 года в Нанте был расстрелян генерал Франсуа де Шаретт по прозвищу "вандейский король". Этот день принято считать датой окончания исключительно кровавого контрреволюционного восстания на западе Франции, хотя об "усмирении Вандеи" было официально объявлено только в июле, а отдельные вспышки партизанской войны монархистов против республиканцев продолжались и в дальнейшем, вплоть до реставрации Бурбонов.
Полномасштабная гражданская война в Вандее, Нормандии и Бретани продолжалась более трех лет, а ее жертвами, согласно официальным данным, стали примерно 200 тысяч человек, хотя некоторые историки называют гораздо более высокие цифры - до 480 тысяч, при том что все население восставших провинций насчитывало примерно 800 тысяч. Таким образом, в результате боевых действий и массового террора погибло от четверти до более чем половины жителей охваченных войной территорий, что дает повод всерьез говорить о геноциде.
Думаю, нет смысла описывать здесь ход вандейских событий, поскольку в интернете он представлен достаточно подробно. Замечу лишь, что, несмотря на два столетия, прошедшие с момента их завершения, в умах многих людей эта война кипит до сих пор. И оценки участников конфликта до сих пор диаметрально противоположны в зависимости от политических взглядов тех, кто их выставляет. Для одних вандейцы - фанатичные мракобесы и ретрограды, воевавшие против прогресса и цивилизации за возвращение давно отживших средневековых порядков. Для других - благородные воины, сражавшиеся против захвативших власть во Франции жестоких варваров, террористов и разрушителей традиционного уклада.
В этой связи сложно надеяться на то, что в нашей стране, где с момента окончания гражданской войны прошло "всего лишь" около 100 лет, а участвовавшие в ней политические силы по-прежнему имеют немало сторонников, можно в обозримом будущем рассчитывать на полное национальное примирение. Хотя, определенные сдвиги в этом направлении есть и о возобновлении вооруженного противостояния между "красными" и "белыми" (или "либералами" и "консерваторами"), насколько я могу судить, уже давно никто не мечтает. Ну а далее - как обычно - подборка иллюстраций.

По картинам французских художников на тему Вандейской войны сразу можно определить - на чьей они стороне. Например, это полотно живописца республиканских взглядов Франсуа Фламенга "Бойня в Машекуле" демонстрирует, что в Вандее зверствовали не только правительственные войска и комиссары Конвента. После захвата городка Машекуль повстанцы расстреляли или зарезали там около 200 сторонников республики, в том числе - десятки женщин. Однако масштабы республиканского террора были неизмеримо больше.

А это картина художника-монархиста Жозефа Обера "Утопление в Нанте", изображающая один из самых мрачных эпизодов подавления Вандейского восстания - массовые расправы над повстанцами, их родственниками и просто "подозрительными" людьми, в ходе которых по приказу парижского комиссара Жана-Баптиста Каррье (он изображен в центре, в белых панталонах) в реке Луара было утоплено более 4800 человек.
Эта инициатива шокировала даже не отличавшихся гуманизмом республиканских правителей. Вскоре после возвращения в столицу Каррье был отдан под суд за самоуправство, приговорен к смертной казни и гильотинирован.


Вандейские повстанцы и их противники - солдаты республиканской армии. Отличительным знаком участников восстания были нагрудные или нарукавные нашивки с изображением сердца Христова.

Повстанческие знамена с золотыми гербовыми лилиями Бурбонов и девизом "Да здравствует король!".

Типажи вандейских повстанцев. Многие из них из-за нехватки огнестрельного оружия были вооружены самодельными боевыми косами. В центре - генерал Шоретт. Опять же, понятно, кому симпатизировали авторы этих портретов.

Тело убитого повстанцами 14-летнего барабанщика 8-го гусарского полка Жозефа Барра на картине Шарля Моро-Вотьера. Из образа этого юного барабанщика французские республиканцы сделали пропагандистский символ, который потом переняли революционеры многих стран. Согласно официальной легенде, вандейцы захватили его в плен и заставляли кричать "Да здравствует король!", но он вместо этого крикнул "Да здравствует республика!" и тут же был зарублен. По другим данным, Барра погиб в бою.

Вандейский дворянин на очень пафосном полотне Эвариста Карпентье готовиться защищать свой дом и свою семью от республиканских карателей.

Засады вандейцев.

Схема вторжения республиканских воинских колонн в Вандею в январе 1794 года. Вандейцы прозвали их "адскими колоннами", поскольку каратели без разбора уничтожали всех на своем пути. Они сожгли десятки деревень и убили по разным данным от 20 до 50 тысяч человек, многие из которых были виновны лишь в том, что жили в занятых повстанцами районах. На синих табличках - фамилии генералов - командиров колонн.

Картина Шарля Фортина "Шуаны". Шуанами (совами) называли повстанцев в провинции Майен по прозвищу их предводителя, сапожника Жана Шуана (настоящая фамилия Коттеро).

Захват вандейцами городка Шоле 8 февраля 1794 года, картина Жюля Бенуа-Леви. Возле лестницы стреляется чтобы не попасть в плен начальник городского гарнизона и командир одной из "адских колонн" генерал Жан-Батист Мулен.

Солдаты конвоируют пленных повстанцев. Картина Жюля Жирардета.

Слева - работа "адской колонны". Справа - расстрел Франсуа де Шаретта.
Journal information