Фото: National Archives and Records Administration, College Park / United States Holocaust Memorial Museum
Авторы статьи в The Forward — американский журналист Дэн Равив (CBS News) и его израильский коллега Йосси Мелман. Они написали несколько книг об истории израильских спецслужб. Их источники для статьи об Отто Скорцени — отставные сотрудники «Моссада». В частности, Равив и Мелман ссылаются на показания ветерана израильской разведки Рафи Эйтана, который подтвердил им, что курировал Скорцени.
Самые известные операции Отто Скорцени — освобождение из плена свергнутого Бенито Муссолини (при помощи парашютистов, спустившихся на место с бесшумных безмоторных планеров) и установление прогерманского режима в Венгрии (с предшествующим похищением сына менее прогерманского венгерского правителя Миклоша Хорти). Был такженеосуществленный план убийства лидеров Великобритании, США и СССР во время Тегеранской конференции 1943 года и неудачная диверсия в 1944 году, когда несколько сотен немецких солдат с безупречным английским, переодетых в американскую форму и передвигавшихся на захваченных американских танках, должны были ударить в спину союзникам.
После войны Отто Скорцени был арестован. Известно, что он сотрудничал с американской разведкой. Несмотря на то что ООН подозревало его в военных преступлениях, судили Скорцени за кражу американского имущества в ходе той самой диверсии 1944 года — и оправдали. После этого Скорцени при невыясненных обстоятельствах сбежал из-под стражи (по одной из версий — при помощи отставных эсэсовцев, переодетых в американскую форму; по другой — при содействии американских спецслужб) и несколько лет скрывался от преследования в разных странах, пока не осел во франкистской Испании.
Живя в Испании, Скорцени сотрудничал с самыми разными организациями — от неонацистского «Испанского кружка друзей Европы» до египетских спецслужб, аргентинского правительства и ЦРУ. Было известно и о том, что в какой-то период он был информатором «Моссада», однако в статье Дэна Равива и Йосси Мелмана впервые рассказывается, при каких обстоятельствах Скорцени был завербован израильскими спецслужбами и в чем заключалась его работа.
***
Как утверждают авторы статьи в The Forward, изначальный план «Моссада» заключался в том, чтобы убить Скорцени. Израильские силовики впервые опробовали метод политического убийства в 1950-х, а к началу 1960-х спецслужбы страны уже вовсю разыскивали по миру бывших нацистов. В 1962-м в Израиле был осужден и казнен Адольф Эйхман — один из организаторов Холокоста. Двумя годами ранее агенты Моссада похитили его в Аргентине. Известно, что фамилия Скорцени значилась в списке нацистских преступниковСимона Визенталя.
Идея использовать бывшего гитлеровского диверсанта, как пишут Равив и Мелман, принадлежала директору «Моссада» Иссеру Харелю. В 1962 году его организация пыталась помешать разработке ракет в Египте — над программой, которая, как считали в Израиле, угрожала существованию страны, трудились немецкие ученые, до того создававшие ракеты для Рейха. Израильтяне выслеживали ученых и посылали им письма с угрозами, и эта тактика приносила свои плоды. Хайнц Круг, один из руководителей группы исследователей, получив такое письмо, решил обезопасить себя и своих коллег. С этой целью он обратился к Отто Скорцени.
План израильской разведки, по словам Дэна Равива и Йосси Мелмана, заключался в том, чтобы с помощью бывшего диверсанта подобраться к нацистским ученым и убить их. В Испанию была отправлена группа агентов, которым предстояло установить наблюдение за Скорцени и разработать операцию по его вербовке. Руководил операцией Джо Раанан — израильский разведчик, родившийся, как и Скорцени, в Вене. В группу также входила немецкая девушка, которую называют Анке (настоящее имя неизвестно). Было решено, что контакт со Скорцени установят Анке и ее напарник (для этого агента авторы не приводят даже псевдонима; они пишут, однако, что он говорил «на безупречным немецком с австрийском акцентом»).
Анке и ее напарник познакомились со Скорцени и его женой в мадридском баре, куда тот часто заходил. Они выдали себя за пару туристов из Германии, заявив, что их только что ограбили. Как пишут Равив и Мелман, в ходе вечера все четверо пили коктейли и флиртовали, и в итоге вместе отправились на мадридскую виллу Скорцени. Однако в доме тот неожиданно достал пистолет и заявил: «Я знаю, кто вы и зачем вы здесь. Вы из „Моссада“, и вы пришли меня убить». Мужчина на это сказал: «Вы правы, но лишь отчасти. Мы из „Моссада“, но если бы мы собирались вас убить, вы были бы давно мертвы». «Тогда, пожалуй, я убью вас», — ответил Скорцени. На это Анке заметила: «Если вы убьете нас, то следующие не станут с вами выпивать, а просто вышибут вам мозги».
Подумав (и не опуская пистолета) Скорцени спросил, чем он может быть полезен. Мужчина пообещал ему щедрое вознаграждение в обмен на информацию. Скорцени заявил, что деньги его не интересуют, и поставил единственное условие: он хотел, чтобы его имя было вычеркнуто из списка Симона Визенталя. Мужчина пообещал это устроить, и они пожали друг другу руки.
Как утверждают авторы, агенты «Моссада» действительно передали Визенталю просьбу Скорцени, но тот ответил отказом. Тогда разведчики вручили Скорцени поддельное письмо, якобы от Визенталя.
***
Дэн Равив и Йосси Мелман пишут о нескольких операциях, выполненных Отто Скорцени по заданию «Моссада». 11 сентября 1962 года бывший нацистский диверсант застрелил Хайнца Круга — когда тот встретился с ним в Мюнхене, чтобы обсудить безопасность немецких ученых в Египте. Его тело так и не было найдено. Затем, в ноябре того же года, Скорцени отправил посылку с бомбой на завод, где работали немцы. В результате погибли пятеро египетских рабочих.
Journal information