
Экономические потери от санкций растут впечатляющими темпами. Санкции США, Евросоюза и ряда других стран были введены в марте 2014 года, и в том году показатели снижения товарооборота между Россией и Германией (после Китая второго внешнеэкономического партнёра) выглядели не слишком удручающими. По данным Росстата товарооборот снизился на 6% в сравнении с 2013 г., а по данным Восточного комитета немецкой экономики - на 12%. А вот в 2015 году, в сравнении с 2014, товарооборот упал уже на 35%.
Усиливается пророссийские брожения и германском политикуме. Вслед за демонстративным визитом в Москву снискавшего себе репутацию главного критика Меркель премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера, министр сельского хозяйства ФРГ Кристиан Шмидт выразил надежу на скорейшее снятие продуктового эмбарго.
И дело не только в экономике. Терпит крах выстраиваемая годами немецкая Ostpolitik (Восточная политика). Ещё недавно её основной принцип выражался в формуле «изменить через сближение». Меркель решила подменить этот принцип на «изменить через давление». Давление на Россию явно не заладилось, а теперь под давлением оказалась сама Меркель. Её рейтинг с крайне высоких 70-80% упал до 40 с небольшим.
А сегодня на пошатнувшейся политический авторитет фрау канцлерин пришёл лёгкий пинок от Путина: "связывать санкции Евросоюза против России с полным выполнением минских соглашений бессмысленно" - заявил наш президент
Как отмечает "Эксперт": "щедрая история снова преподнесла немцам исторический момент, который мог позволить им пересмотреть статус-кво в ЕС ( в рамках которого Франция играла роль политического лидера, а Германия - экономического) и стать абсолютной, доминирующей силой в рамках Евросоюза. Крымские события, нанесшие удар по российско-германской оси, стали неприятным моментом для Ангелы Меркель, однако канцлер в итоге сумела повернуть ситуацию в свою пользу. Она использовала общее ослабление Франции и фактически возглавила антироссийские силы в ЕС, а затем потихоньку отодвинула Париж и от решения других политических вопросов (например, греческого). Однако подняв с пола брошенное французами лидерство в ЕС, Германия так и не смогла оправдать высокое доверие. Проблема в том, что лидерство подразумевает не только текущее управление системой, но и выработку стратегии по ее модернизации и модификации. Меркель же оказалась не в состоянии исполнять функцию рулевого, результатом чего стал провал или, как минимум, неудача в деле решения основных проблем, стоящих перед ЕС."
Journal information