
О всевластии и засилии ростовщического финансового капитала, вовлекающего миллионы людей в долговую кабалу уже написаны многие тома исследований и разоблачений. А намедни
На этом безрадостном фоне вчера Интерфакс сообщил о грядущем в марте открытии первого исламского банка в России. "Это первое в стране банковское учреждение, работа которого полностью строится в соответствии с принципами партнерского финансирования, широко применяемыми во многих странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока - Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне и других", - отмечается в пресс-релизе Татфондбанка – участника проекта.
Исламское финансирование основывается на принципах шариата. Отличительной чертой этого вида финансирования является то, что по закону шариата не разрешается взимать любые проценты по кредитам. Для получения дохода финансовый институт должен быть долевым участником проекта, полностью разделяя риски и премии финансируемого предприятия, или участвовать в торговле и извлекать прибыль из наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой его реализации. По законам шариата, не финансируются торговые операции по списку товаров, содержащему в числе прочих алкоголь, табачные изделия и оружие.
Как это работает?
Коран запрещает ростовщичество, но не запрещает заниматься торговлей и бизнесом для получения прибыли. Поэтому интерес банка, выдающего ссуду предпринимателю – доля в бизнесе и, соответственно, доля в прибыли, и, разумеется, в рисках. В привычных финансовых категориях это называется “проектное финансирование”.
Потребительское кредитование реализуется еще проще. Допустим, человек хочет купить автомобиль за 10 тысяч долларов. Он идёт в банк и там ему выдают ссуду, но уже не 10, а, скажем, 13 тыс., которые он должен выплатить в рассрочку в течение указанного в договоре срока. Так что, сопоставив привычное нам потребительское кредитование и исламское, можно сказать: “что в лоб – что по лбу”.
Однако нужно отметить одно важное обстоятельство - всё-таки отказ от прямого ростовщичества упраздняет «алхимию процента», порождающую финансовые мыльные пузыри и многочисленные «финансовые инструменты», позволяющие делать деньги из денег, а у должников не возникает соблазна заниматься перекредитованием, засасывающим их в долговую яму.
Перспективы православного банкинга
Но не только Коран осуждает ростовщичество. В Библии, в Книге пророка Иезекииля читаем: «в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? [Нет], он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем» Иез.18:13. До эпохи Возрождения и Реформации брать лихву почиталось делом греховным, поэтому этим прибыльным бизнесом в Европе, да и на Руси занимались исключительно евреи (и это несмотря на то, что Ветхий Завет иудеи не отвергли - но эта тема заслуживает отдельного текста).
С тех пор и до сего дня все христианские конфессии пребывали в состоянии компромисса с берущими лихву, пока в начале XXI века в Русской Православной Церкви не родилась идея православного банкинга. В декабре 2014 года был аносирован проект православной финансовой системы. Однако дальше деклараций о намерениях дело не дошло. А сейчас и вовсе дитя осталось без призору, потому как идейный отец и вдохновитель православного финансового проекта протоиерей Всевололод Чаплин попал в опалу.
В двух словах, идея православного банкинга вытекает из изучения опыта деятельности фидуциарных банков. По существу, фидуциарный банк представляет собой, если так можно выразиться, частное казначейство – он не получает прибыли ни от ссудного процента (как коммерческий банк), ни от прибыли от спекуляций при размещении денег клиента на фондовом рынке (как т.н. «инвестиционный» банк). Зарабатывает фидуциарный банк на предоставлении услуг по размещению и переводам средств своих клиентов. Каким же образом подобная контора может стать полезной для подъёма реального сектора экономики? – Это возможно в том случае, если банк возьмёт на себя оказание услуг:
- по привлечению свободного капитала в бизнес-проекты;
- по экспертной оценке привлекательности оных бизнес-проектов для потенциальных инвесторов.
При этом инвестор не даёт денег в рост, а получает долю в бизнесе.
Мало для кого является откровением (российские либералы не в счёт) факт того, что полутысячелетняя экономическая модель, основанная на механизме перманентного экономического роста и роста потребления уже вступила в стадию неизлечимого кризиса – просто расти уже дальше некуда. В этих условиях развитие альтернативных финансово-экономических моделей не просто востребовано, а необходимо. Исламский банкинг на сегодняшний день лидирует в этом процессе. И как бы мы в один «прекрасный» момент не проснулись и не поняли, что пребываем в ситуации, подобной той, что была в Средние века, когда банковское дело было монополизировано представителями одной религиозной конфессии.
Journal information