fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Categories:

Экстаз и исход: Харизматичное христианство пользуется успехом среди мобильных людей



В продолжение темы моей статьи "Смутному времени смутное место" - перевод материала The Economist о харизматическом и нео-пятидесятническом движении. Также рекомендую перевод коротенькой, но познавательной статьи The New York Times "Определяет ли ваша религия вашу финансовую судьбу?"


Экстаз и исход

     TEJU HASSAN многого добился, и поэтому у него многочисленная паства. Он родился недалеко от Лагоса 50 лет назад, в юности обратился в христианство, а теперь служит далеко на севере, в Ирландии, в многонациональной общине. Как и многие «обратные миссионеры" из благочестивых развивающихся стран на секулярном севере, он видит свою задачу в том, чтобы отдать долг за экспорт христианства. "Евангелие привезли в Африку английские и ирландские священники. Да, от белых людей осталось чувство горечи, но мы до сих пор благодарны им за веру, и мы хотим вернуть её"

     Сотня его последователей представляют собой форпост быстро растущего сегмента христианского мира, в котором люди ищут экстатический опыт в так называемом "крещении в Святом Духе" и настаивают, что библейские чудеса, от исцеления до экзорцизма и говорения на языках, должны быть частью современной религиозной практики. Их иногда называют "харизматическими" или "возрождёнными". В рамках этой религиозной категории, вытекающей из религиозного обновления, начавшегося в Америке более века назад, выделяется течение, которое после 1960 года переняли стиль и практику пятидесятников, сделав акцент на достижение процветания. Это может означать, что верующих консультируют в вопросах ведения бизнеса, вовлекают в участие в бизнесе, убеждают их в том, что Бог обогатит их, если они пожертвуют деньги.

     Тодд Джонсон из Американского Центра по изучению мирового христианства считает, что с 2010 года, харизматы составляют четверть из общего числа 2,3 млрд христиан мира; он ожидает, что в 2025 их число достигнет 800 млн. (см. диаграмму). В последнее время религиозными аналитиками отмечается, что христианство по всему миру становится все более южным и быстрорастущим. Но успех пятидесятников и их подражателей также подчеркивает более тонкий момент: необходимость своего рода религии, которая будет достаточно гибкой и подходящей для людей, находящихся в некоем переходном периоде: будь то переселение из южного полушария в северное, или из села в город, или в поиске путей от бедности к богатству.



Говорение на языках

     Для оторванных от своих корней сельских жителей, потерявшихся в трущобах мегаполисов харизматические церкви предлагают парадоксальную смесь социальной поддержки, дисциплины и эмоциональной разрядки. Как выразился Дон Миллер из Университета Южной Калифорни: "служения пятидесятников исполнены радости, экстаза и приносят чувство собственного превосходства, которое заполняет пустоту в жизни мигрантов – и изгоняют демонов, буквально или метафорически – могут быть способом контролировать индивидуальные или семейные проблемы". Мигранты, перемещающиеся между странами, также нуждаются в поддержании равновесия между единением и очищением, и эта потребность наилучшим образом удовлетворяется свободной структурой харизматических церквей, которые могут быстро возникать там, где в этом быстро появляется необходимость.

     Пастор Teju – типичный пример. Его шанс эмигрировать пришел, когда транснациональная компания, в которой он работал бухгалтером, отправила его из Лагоса в Англию для обучения. Узнав об экономическом буме в Ирландии (это было в 2000 году), он получил там работу. По мере того как его карьера прогрессировала, он в свободное время попробовал себя в роли пастора в другом успешном транснациональном концерне – Искуплённой христианской церковью Бога (RCCG), базирующейся в Нигерии организации – в качестве служителя для членов своей диаспоры, а также для всех желающих.

     Его паства состоит из выходцев со всей Африки, а также нескольких ирландцев ищущих альтернативу католичеству. В его церкви утверждают, что тысячи их общин распространились по всему миру. Хотя продолжающийся кризис привёл к оскудению притока новообращённых в северо-западной оконечности Ирландии, в глобальном масштабе процесс продолжается. В Нигерии их Лагерь Искупления привлекает миллионы на свои ежегодные встречи. Десятитысячный стадион в Техасе действует как опорный пункт в Америке, а в прошлом году Дэвид Кэмерон совершил предвыборный визит на их собрание в Лондоне, где верующие приветствовали премьер-министра, который превозносил семью, Библию и самосовершенствование.

     "Наши люди очень практичны" – говорит пастор Teju. Точно так же обстоит дело и с его религиозным брендом. Подобно мигрантам в поисках безопасности и процветания, харизматичное христианство оказалось весьма адаптивным – почти хамелеоном. Для людей, чья жизнь находится в постоянном движении, они предлагают смесь экстаза, дисциплины, профессиональной и личной поддержки. В Бразилии на смену изначально умеренному течению пятидесятников пришло более радикальное (см. статью). В Южной Корее (см. статью), стиль служения, который являлся подходящим для бедной, небезопасной страны был заменен другим, в котором превозносится успех.

     Независимо от стиля, пасторы пятидесятников культурно ближе к своей пастве, чем ученые клирики католических или лютеранских церквей; и они весьма многочисленны. Исследование, проведенное в 2007 году, показало, что в Бразилии в общинах пятидесятников в 18 раз больше клириков на тысячу верующих, чем в большинстве католических приходов. Поскольку г-н Миллер указывает на то что старые церкви неповоротливы, потому что они отягощены иерархией и правилами; мир пятидесятников является одним из самых быстрых стартапов, имеет низкий порог входа и обладает способностью к мгновенной реакции на изменения.

     В худшем случае, эта гибкость перетекает в оппортунизм. В каждой стране, где процветают пятидесятники, их лидеры сталкивались с расследованиями своих финансов. В 2011 году журнал Forbes оценил совокупный капитал пяти нигерийских пасторов как минимум в 200 000 000 $. В Бразилии верующие часто сталкиваются с нечистыми на руку, ворующими их десятину пасторами, многие из которых считают благотворительным взносом, безотносительным к назначению пожертвования. Estevam Эрнандес, один из самых известных бразильских проповедников, весело и как ни в чём не бывало, возобновил свою карьеру после возвращения, в 2009 году, из пятимесячного заключения в одной из американских тюрем за контрабанду незадекларированных наличных.

     Некоторые, однако, выходят сухими из воды. В прошлом году британская Комиссия по благотворительности вынесла положительное заключение о финансовой чистоте в британском филиале одного из самых богатых церквей Нигерии – Церкви Победителей. Или взять Сандея Аделаджу, клирика нигерийского происхождения, который замешан в аферах на Украине. Его Посольство Божье насчитывает 25000 последователей (почти все белые) в Киеве и отделения в более чем 20 странах. В 2009 году он был допрошен после краха инвестиционной фирмы, которая была разрекламирована в качестве церковного бизнеса; ему удалось убедить следователей в своей невиновности.

     В прошлом иммигрантские религиозные группы либо сливались с принимающими их обществами, либо мариновали культуру своей исторической родины. Благодаря современным технологиям, сегодняшние мигранты не сталкиваются с такой дилеммой; нигериец или бразилец может адаптироваться в новой стране, сохраняя контакт с домом. Распространившиеся по всему миру общины пятидесятников могут удовлетворить многие потребности подобного рода. Удалённый филиал RCCG поможет работу и способ держать связь с семьей. Глобальные харизматические движения действуют как приводные ремни, по которым перемещаются идеи и стили служения. "Новый гимн может быть исполнен на одном континенте, а спустя несколько дней его будут петь на другом" - говорит Аллан Андерсон из Бирмингемского университета.

     Подобно воде, харизматическая религия стремится к наименьшему сопротивлению. Филипп Дженкинс, изучающий мировое христианство, приводит несколько малоизвестных примеров. Дубай в настоящее время является оплотом оплотом пятидесятников в мигрантской среде; власти не против этого, если пятидесятники не обращают в свою веру местных жителей-мусульман. Благодаря общему португальскому языку, бразильские нео-пятидесятнические церкви комфортно чувствуют себя в Анголе и Мозамбике. И хотя филиппинское христианство является почти полностью католическим, экспортный вариант нео-пятидесятничества, адаптированный к потребностям диаспоры, является интенсивно харизматическим, предлагая сочетание мистики и практических советов. Одно движение, Эль Шаддаи, утверждает, что насчитывает около 8 млн. последователей по всему миру. Их адепты на своей базе в Маниле размахивают паспортами в воздухе, и утверждают, что это молитва за путешествующих.

     Политически церкви пятидесятников так же, как правило, бывают прагматичными, а не последовательно консервативными. Успешная в мировом масштабе бразильская Вселенская Церковь Царства Божьего (UCKG) вначале сопротивлялась росту левоцентристской рабочей партии, но пошла на попятную и поддержала кандидатуру Дилмы Руссефф на выборах президента. На Украине г-н Аделаджа была близок к лидерам оранжевой революции 2004 года, но также обхаживал про-российского президента Виктора Януковича. Правый авторитарный лидер Перу, Альберто Фухимори, пользовался поддержкой пятидесятников, но в Сальвадоре, пятидесятнические проповедники придерживаются левого уклона. В Америке протестанты-латиносы (в основном харизматы) поддерживают электоральные предпочтения местных жителей. Почти все церкви пятидесятников выступают против абортов и гомосексуализма, но UCKG сделал заявления о том, что поддерживает про-чойс (право выбора) и относится дружелюбно к гомосексуалистам.


Tags: Украина, переводы, религия, секты, христианство
Subscribe

promo fluffyduck2 november 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments