fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Гроот Георг Христоф 1716-1749

Оригинал взят у aisulu в Гроот Георг Христоф 1716-1749

     10 января исполнилось 300 лет со дня рождения одного из самых интересных художников, творчество которых относят к такому специфическому явлению в русском искусстве как «россика».
Реформы Петра I затронули все стороны жизни России, государь стремился на отечественной почве «привить» традиции светского европейского искусства. Государь сам приглашал иностранных мастеров работать в Россию, и немецкие, французские, итальянские художники приезжали в загадочную Московию, выполняли заказы императорского двора, а для многих из них Россия стала новой родиной.
     Георг Христоф Гроот родился в Штутгарте в семье придворного художника герцога Вюртембергского Эберхарда IV Людвига. Первые уроки живописи он получил от своего отца, Иоганна Христофа, и мастеров знаменитой фарфоровой мануфактуры в Людвигсбурге. Позже Георг Гроот учился в Дрездене у Адама Маниоки, придворного живописца саксонского курфюрста, работал в Праге.
      Поворот в судьбе художника случился, когда его пригласил в Ревель Ульрих Фридрих Вольдемар Левендаль, в то время Эстлядский генерал-губернатор. Интересно отметить, что жизненный путь самого Левендаля мог бы послужить сюжетом авантюрного романа. Его отец при дворе саксонского правителя исполнял обязанности обер-гофмаршала и кабинет-министра. У.Ф. В. Левендаль успел повоевать в австрийской и саксонской армиях. Позже по протекции Х.А. Миниха был принят на службу в русскую армию с чином генерал-лейтенанта, и в 1740 – 1743 годах был Эстляндским генерал-губернатором, надзирал за строительством Ревельского порта. После того, как в 1743 году генерал Левендаль уехал из России, он получил графский титул в Саксонии, потом перешл на службу к королю Франции, успешно воевал под французскими знаменами в Эльзасе и Нидерландах, стал маршалом Франции. Головокружительная карьера!
     Однако на портрете, написанном в Ревеле Георгом Гроотом, мы видим добродушного человека, в домашнем колпаке и халате, который мирно пьет чай с супругой. Художник мастерски выписал бархат, парчу и мех одежд, а блеск изящных фарфоровых чашек заставляет вспомнить, что в молодости Гроот учился у мастеров росписи фарфора.
Гроот-Левендаль с женой


   Видимо, портрет понравился могущественному заказчику, и Левендаль составил протекцию художнику. Георг Христоф Гроот в 1741 году приехал в Санкт-Петербург и был принят на императорскую службу.
Первоначально Гроот был рекомендован в качестве придворного живописца принцессе Анне (Анне Леопольдовне). Но даже совершившийся государственный переворот, когда на престол взошла Елизавета Петровна, не изменил положения художника при дворе. Гроот писал портреты самой государыни и столичной аристократии. По словам академика Якоба Штелина, он «обладал особой силой в писании портретов и в колорите, а также в изображении пышных одежд».
Грот Елизавета
     И эти качества живописца Гроота замечательно сказались в гатчинском портрете императрицы Елизаветы Петровны, написанный около 1744 года. Это полотно можно назвать образцом парадного портрета. Елизавета Петровна изображена в полном блеске своей легендарной красоты, в пышном платье с государственными регалиями и мантией.
Здесь каждая деталь – символ. Например, на правой руке императрицы, которой она изящно, двумя пальчиками, держит золотой скипетр, хорошо виден браслет с портретом её отца, Петра Великого, рядом на красной бархатной подушке лежит держава. Голова Елизаветы Петровны увенчана короной, в прическе сверкают бриллиантовые украшения, на груди – цепь Ордена Андрея Первозванного.

     Также около 1742 г. Гроот написал портрет наследника императрицы Елизаветы – великого князя Петра Федоровича. Сын царевны Анны Петровны от брака с герцогом Карлом-Фридрихом Гольштейн Готторпским приходился русской императрице родным племянником. В начале 1742 года он был привезен в Россию, крещен в православную веру. Видимо, в эти первые иесяцы и был написан гатчинский портрет. На нем великий Петр Федорович еще не вполне русский великий князь, а больше Гольштейн-Готторпский герцог. Налицо все признаки немецкого барочного портрета: блестящие латы с золочеными украшениями, парчовая мантия, отделанная горностаевым мехом. На шее юного Петра Федоровича – лента Ордена Андрея Первозванного, высшего ордена Российской империи, и знак Ордена Святой Анны, тогда еще Голштинский орден, учрежденный в 1735 году овдовевшим герцогом Карлом-Фридрихом в память умершей супруги Анны Петровны.
ГДМ-268


Tags: Гатчина, Романовы, живопись, искусство, культура, художники
Subscribe

  • Русские рабочие - господа кафтанщики

    Ижевские кафтанщики, Вятская губерния. В 1819 году, наиболее искусные оружейники казённого Ижевского завода впервые получили в награду зелёные…

  • Сёмин прозрел!

    Такой демотиватор - ну просто бесценный подарок. Готовый ответ на любой звездатый троллинг. От души, Костя!

  • Терема Чухломского края

    Поговорка "как Мамай прошёл" часто вспоминается когда попадаешь в глубинку центральной России. Семьдесят лет советской власти стали для…

promo fluffyduck2 november 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments