fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Category:

Из писем Баламута (2)

“Ужас, перед старым и неизменным - одна из самых ценных страстей, которые нам удалось вырастить в человеческих сердцах, неиссякаемый источник ереси в религии, безрассудства в советах, неверности в браке, непостоянства в дружбе <…> Мы выделяем любовь к еде для возбуждения обжорства, выделим же и естественную любовь к переменам, извращая ее в постоянное требование нового <…> Вот так, развивая ужас перед старым и неизменным, мы, например, недавно сделали искусство менее опасным для нас, чем оно прежде было, - противники разума среди поэтов и художников ежедневно измышляют теперь все новые и новые оргии сладострастия, неразумия, жестокости и гордыни”.

Нажимай на жажду перемен. Это одна из самых ценных страстей, что мы сумели вырастить в сердце человека: она дает нам ереси в религии, сумасбродство в рассуждении, неверность в браке, предательство в дружбе.

Люди живут во времени и воспринимают реальность последовательно. Поэтому, чтобы узнать жизнь, людям требуются что-то новое. И Противник, гедонист в душе, сделал новизну удовольствием, точно так же, как Он сделал для них удовольствием еду. Не желая, однако, чтобы новизна, как и еда, становилась для них целью, Он уравновесил желание изменчивости желанием постоянства.

В мире, который Он создал, оба эти желания людей Он исполняет одновременно, соединив изменчивость с постоянством в стройном ритме. Он дал им времена года, сменяющие друг друга, но каждый год всё те же: весна, вечно повторяясь, всякий раз несет обновление. В Своей Церкви Он дал им литургический год, чередование постов и праздников, – а праздники всё те же, что и всегда.
И как возбуждая и взвинчивая влечение к еде, можно втянуть людей в обжорство, так же и возбуждая их естественное стремление к новизне, мы превращаем его в ненасытную жажду перемен. Эта жажда – в полной мере продукт наших усилий. Стоит нам только отвлечься от дела, как первый снег, ранняя заря и рождественский пирог в союзе вечной новизны и постоянства станут для них не только утешением, но и прямым очарованием. И детям будет в радость смена уличной беготни настольными играми и обратно вместе со сменой времен года – пока мы не преподадим им своих уроков. Жажда бесконечных, нестройных перемен живет в людях исключительно благодаря нашим непрестанным трудам.

Такая жажда полезна по ряду соображений. Прежде всего, она уменьшает удовольствие по мере роста аппетита к нему. По самой своей природе жажда перемен особенно подвержена такому свойству. К тому же, непрестанные перемены требуют средств: растет и жадность к деньгам, растет и нужда. И чем острее эта жажда, тем быстрей истощает она источники безвредных удовольствий и ведет туда, куда Противник идти запрещает. Так, разжигая жажду перемен, в последние годы мы создали защиту от искусства надежнее, чем когда-либо прежде: современное искусство, «высокое» равно как и «массовое», изощряется в похабстве, безумии, жестокости и чванстве.

Наконец, жажда новизны необходима, чтобы фабриковать моду. Модные идеи нужны для того, чтобы отвлекать людей от угрожающих им опасностей. В каждом новом поколении мы направляем лавину модных идей в противовес тем порокам, которые представляют наименьшую опасность, и в поддержку той добродетели, которая ближе всего к насаждаемому нами пороку.

Задача – чтобы они сновали с огнетушителями по тонущему судну и толпились как раз там, где крен уже по самый фальшборт. Так, в приземленную и равнодушную эпоху у нас была мода трубить про угрозу воодушевления, а сто лет спустя мы всем им вскружили голову романтическими эмоциями и направили моду против угрозы рационализма. Жестокие века мы оберегаем от сентиментальности, бесплодные и праздные – от субординации, развратные – от аскетизма, а когда все только и мечтают о рабстве или тирании, выставляем пугалом либерализм.

Но решающий успех – это вывести у клиента жажду перемен на уровень рассудка, так что извращенная воля получит поддержку от помраченного сознания. Современный эволюционный или прогрессивный образ мысли (к чему мы приложили руку) будет здесь очень кстати. Противник ведь не ищет сложностей; насколько я понимаю, на Его взгляд люди должны поверять свои решения очень простыми вопросами: «Это правильно? Благоразумно? Достижимо?» Но стоит только дать им иные интересы, – «Это в духе времени? Прогрессивно или реакционно? Исторически закономерно?» – как вопросы Противника будут забыты.

А на эти вопросы, конечно, ответа нет. Ведь будущего они не знают, и будущее зависит как раз от тех решений, что они примут сегодня, пытаясь опереться на будущее. И вот, пока они вертятся в таком порочном круге, у нас есть отличная возможность исподволь склонить их к исполнению наших решений. Многое уже сделано.

Было время, когда они отличали перемены к лучшему от перемен к худшему, а те и другие – от безразличных. Эту способность мы у них в основном отняли. Вместо нейтрального слова «неизменность» мы внедрили эмоционально нагруженную «стагнацию». Мы убедили их, что будущее, словно жар-птица, дается в руки лишь избранным героям – а вовсе не всем подряд, неизменно, в объеме шестидесяти минут в час, что бы ты ни делал, кем бы ты ни был.

Клайв Стейплз Льюис. “Письма Баламута


Tags: культура, литература, письма Баламута, религия
Subscribe

promo fluffyduck2 november 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments