Автор текста искусствовед и куратор Елена Суховеева.
В нашей стране очень мало мест, где учат современной фотографии. Многое держится на частной инициативе. Чтобы помочь читателям пробиться к источникам знания самостоятельно, я решила написать своеобразный список литературы «юного бойца».
* * *
По традиции все начинают с Дыко, Стигнеева, Лапина и реже Арнхейма.
Я думаю, эти авторы расскажут вам много нужного и полезного. Да и цитировались, как мне кажется, эти авторы здесь не раз. Можно также начинающим посоветовать читать Светлану Пожарскую «Фотомастер», — доступным языком изложены многие сложные элементы композиции, прекрасно подобранны иллюстрации.
Авторам, знакомым уже с книгами Лапина, Стигнеева, Дыко — рекомендую Йоханесса Иттона «Искусство формы» и «Искусство цвета» — это один из самых выдающихся преподавателей Баухауза. Также можно еще почитать сборник статей «Психология цвета».
Есть еще одна книга о композиции, может быть, не такая популярная среди фотографов, так как она для режиссеров и операторов. Алексей Соколов «Природа экранного творчества» (психологические закономерности). В этой книге хорошо изложены проблемы считывания изображения зрителем, проблемы создания образа.
* * *
Поговорив о композиции и построении кадра, давайте углубимся в дебри более сложные и запутанные для неискушенного читателя. Современное искусство, современная фотография — с чего начать? И тут, дорогой читатель, мне приходится вернуться к собственному опыту, потому как в основном я — самоучка.
Начинала я «продираться к знаниям» в далекие 90-е годы и большим подспорьем мне в этом деле был журнал «ХЖ». Для многих, наверное, неизвестный, но дающий очень много в области понимания современного искусства, философии, арткритики. Его версия есть в интернете http://xz.gif.ru/
Если сможете его читать, то и вам он многое поможет проанализировать. Мне он дал прежде всего наводки на тех авторов, которых читать не толко было бы не плохо, а совершенно необходимо, если ты собираешься многое понять в том процессе, который происходит в мировом искусстве сейчас.
А так как фотография часть этого процесса, — то и здесь это как нельзя кстати.
В приложении к этому журналу выходили книги и по современной философии и искусствоведению и тут конечно замечательная книга Розалинд Краус «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы», чтение которой поможет понять, что происходило в искусстве ХХ века в Европе, Америке. Автор очень статусный и уважаемый в кругах искусствоведения.
О русском искусстве можно почитать Екатерину Деготь «Русское искусство ХХ века» — здесь вы столкнетесь с историей авангарда, нонконформизма, московского концептуализма и прочих российских «измов».
* * *
Есть еще целый ряд книг, не всегда легких в прочтении, но, если осилите, то картина происходящего начнет становится все яснее и яснее. Привожу список:
Ханс Ульрих Обрист «Краткая история кураторства» — это книга очень влиятельного в мире куратора, критика. Он откроет вам много нового во взгляде на искусство как таковое, а также на его показ.
Франческо Бонами «Я тоже так могу». Это известный куратор и художественный критик, такой же влиятельный как предыдущий автор. Он предлагает нам взглянуть на современное искусство без предрассудков, объясняет, чем великий художник отличается от посредственного.
Теодор В Адорно «Эстетическая теория» — очень сложная книга о философии искусства, но многими знатоками весьма почитаемая.
Джон Бергер «Искусство видеть» — одна из самых обсуждаемых книг об искусстве. Она во многом перевернет ваше сознание. Вы будете спорить с автором и получите от этого спора удовольствие.
Акилле Бонито Олива «Искусство на исходе второго тысячелетия» — все то же современное искусство и его анализ специалистом , находящемся в гуще событий.
* * *
Но перейдем к фотографии!
Тут культовой книгой уже наверное лет пятьдесят является Ролан Барт «Camera lucida».
И вот если попытаться разложить философию фотографии в соответствии с теми форматами фотографии, которые есть сегодня, то я бы отнесла его книгу к фотоэссе. Она субъективна, эмоциональна, полна личной истории. Наверное поэтому школы, базирующиеся на эмоциональной фотографии и фоторассказе, так любят ее цитировать.
Следующая культовая книга Сьюзан Зонтаг «О фотографии».
Ее совсем недавно перевели на русский язык. Это выдающийся культуролог, книги которой в начале 2000-х днем с огнем было не найти. Книга очень интересная. Построенная так, что через фотографию мы опознаем наши проблемы — будь то психология или политика. Читая ее, ты многое выворачиваешь наизнанку и уже после этого относишься к прежним вещам по-другому.
Хочу заметить, что это все книги по философии фотографии. Вас в них не будут учить композиции. Скорее вы через них начнете понимать, какое место занимает фотография в жизни человека, и как влияние фотографии на общество с каждым годом расширяется.
Есть конечно знаменитый Вилем Флюссер «За философию фотографии». Это книга скорее для того, кто размышляет о существе дела фотографии, о том, как изменяется реальность с приходом цифрового образа.
Есть также прекрасные теоретики в области фотографии:
Елена Петровская «Антифотография» и «Теория образа» — книги непростые, но для тех, кто уже залез с головой в философию фотографии, — почитать нужно.
Вальтер Беньямин — мировой классик, который написал столько книг о фотографии и не только, и столько раз был цитирован, что обойти его стороной никак нельзя. Можно брать любой его труд и «вгрызаться в гранит теории медиального образа».
Еще есть Нина Сосна «Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное».
Я думаю, вот читаете вы этот список и думаете: «Ну зачем нам столько теоретической литературы»?
Вы знаете, коммерческим фотографам, наверное, и незачем. А вот тем, кто хочет заниматься арт-фотографией — это необходимо. Перечитать всю эту литературу разом, сходу ее понять и впитать — нельзя. Требуется время время для переосмысления.
И это только малая часть всего гигантского корпуса культуры, который стоит за вашими плечами. Тут и хороший кинематограф, и знание искусства прошлых веков, и литература. Одним словом то, что называют — «культурный бэкграунд».
У меня ушло на это много лет. И поняв, что людям сложно освоить в короткий срок столько знаний, я в один прекрасный день начала писать лекции, которые, как я понимала — позволят людям понять главное и основное. Так и создавались потом 4 курса, которые я веду у себя в Краснодаре, и на этих же курсах я предлагаю читать эти самые книги, чтобы, уже поняв основы, люди погружались в более сложные вещи.
Так что списки эти можно продолжать и продолжать, главное не уйти совсем в теорию, а остаться в визуальном поле. Очень нужна насмотренность! Насмотренность на ХОРОШУЮ фотографию. И вот тут-то и начинается самое сложное — как отличить хорошее от посредственного. Это большой опыт и еще очень и очень многое…
Елена Суховеева.
Друзья, во-первых, я уверен, что стоит сказать «огромное спасибо!» Елене за эту информацию, которую добыть в наших широтах чрезвычайно тяжело, а потому это почти бесценно
Очень сильно экономит время, а жизнь у нас вроде бы одна, если не принимать в расчет реинкарнацию. Елена ведет курсы, в том числе онлайн, которые я очень рекомендую.
Ну, а во-вторых, скажу пару слов от себя.
Я куда категоричнее, чем на редкость толерантная Елена Суховеева, и считаю, что получать образование и развиваться должен совершенно любой фотограф, вне зависимости от того, коммерческий он или же творческий.
Даже если вы занимаетесь исключительно
- На сегодняшний день в высокого уровня рекламе, фешен-фотографии и множестве других направлений очень часто используется ментальность арт-фотографии. Я это замечаю сплошь и рядом, коммерческая фотография имеет тенденцию сильно усложняться как по смыслу, так и психологически. Да и вообще, это старинная традиция рекламы — черпать вдохновение из искусства. Так что, если хотите быть в тренде, — извольте соответствовать.
- Очень простая мысль. Чем бы вы не занимались, но общую эрудицию и тот самый культурный бекграунд никто не отменял. Попросту стыдно быть неграмотным в своей же собственной профессии. Эллочка-людоедка одобряет.
Последняя мысль справедлива вовсе не только для фотографа, а равно и для зрителя. Получая новые знания, открываются совершенно другие грани , а также качество понимания изображения. И это концептуально другой уровень эстетического удовольствия — «читать» фотографию или же картину, посещая выставку, музей, галерею.
По поводу самих книг. Я сам всегда опасаюсь давать списки литературы «вслепую». Нужно хорошо осознавать актуальный уровень образования человека, чтобы дать ему точную наводку.
Все эти книги — не развлекательное чтиво, это труд. К которому нужно быть готовым, а заодно иметь сильное желание получить эти знания. Я дам несколько советов, как не угробить свое сознание и не стать маленьким злобным толстячком:
- Точно выбирайте момент для получения новой информации. Нужен период «творческого кризиса». Не бойтесь этих состояний, наоборот радуйтесь, — как минимум это значит, что вы еще не застыли как муха в янтаре. Как только вам в голову приходит мысль типа «Все, что можно было снять, снято еще до нас, а нам остается только повторяться» — это то самое, верное время! Знайте — вы сильно ошибаетесь. Вам просто не хватает знаний. Срочно записывайтесь на какие-нибудь хорошие курсы и попутно читайте литературу.
- Всегда начинайте от простого к сложному, «бери ношу по себе...» Это не тот случай, когда нужно выпендриваться, ибо надорваться проще простого. Очень глупо, не зная ничего о композиции, начинать штудировать Арнхейма. Мало того, что он немец (что уже серьезный косяк). Мало того, что он переведен на русский чуть ли не подстрочником. Так он еще и писать не умел, просто жуткая зануда, хоть и гениальнейший автор. Есть же прекрасный Лапин, который как раз и хорош тем, что сплагиатил Арнхейма, попутно упростив его и проведя литературную обработку. За что ему честь и хвала.
- Если книга, которую вы начали, категорически на ваш мозг не ложится, а вы мучаетесь и срываетесь на жену и ребенка, — прекратите это немедленно! Это не значит, что вы тупой (хотя и такая вероятность существует), а скорее всего вы просто не готовы эту информацию принять. Ну и не надо, попробуйте другую книгу. И очень может быть, что через какое-то время та самая первая, которая чуть не привела вас к сроку «за домашние побои», очень вам понравится. Так часто бывает.
- Всегда покупайте печатный вариант книги. Чтение «живой» книги не идет ни в какое сравнение с интернет-вариантами. Уже не говоря об уважении к авторскому праву и тд. Хотя цифровой вариант тоже стоит иметь, чтобы легко сохранять себе избранные части книги в качестве конспекта.
- Все рекомендованные авторы — дико крутые дядьки и тетьки. И рассказывают они крайне убедительно. Никогда никого не воспринимайте как истину в последней инстанции. Никогда. Никого. Кроме меня, меня можно.
Вы имеете право спорить, имеете право не соглашаться, внутренне что-то не принимать для себя. Это нормально. Я больше скажу — любая книга дается к прочтению, чтобы получить внутреннюю интересную дискуссию с автором, в этом смысл.
Приведу пример — если огрубить, то согласно тому же дядьке Лапину, в мире вообще есть 10 классных фотографий, и они все уже сняты. Поэтому, по большому счету, мы можем расслабиться и с фотографией вопрос закрыть уже. И заняться агропромышленностью например.
В общем, не все так печально, можно пока тяпку отложить. - Постарайтесь найти себе оппонента. Например — читать одни и те же книги с 2-3 друзьями одновременно. Тогда у вас появится повод иметь отличные фотопосиделки по материалам прочитанного. Культурные и насыщенные событиями примерно такого характера:
Напоследок, позволю себе оставить тут маленький списочек от меня, который я уже публиковал, но — пусть все будет в одной статье разом. Читать желательно именно в том порядке, как написано.
Восприятие искусства:
- А. Ойген Херрегель «Дзэн в искусстве стрельбы из лука».
Небольшая повесть, в которой нет ни единого слова о фотографии, но которая, пожалуй, лучшая из всего написанного о фотографии вообще. - Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства», «Эстетика в трамвае».
А также любые другие его эссе. Испанский философ первой половины XX века с очень своеобразным взглядом на искусство. Отлично стимулирует мозговую активность. - Сочинения отца Павла Флоренского.
Прекрасный искусствовед, который читал лекции в одном из московских (или питерских?) университетов в начале XX века. Собственно, именно конспект этих лекций и рекомендуется к прочтению. - Сергей Даниэль «Искусство видеть».
В основном про живопись, но и фотографам крайне полезно. К слову, я очень рекомендую читать учебную литературу именно для художников, ставит голову на место. - Елена Никитина «Семиотика».
Читать в самую последнюю очередь, ибо очень тяжело. Но очень нужно. Примерно как лекции по философии в техническом ВУЗе. Глобальный труд, объясняющий принципы гештальтпсихологии и восприятия посредством оной изображения человеком.
Композиция:
- Лидия Дыко «Беседы о фотомастерстве», «Основы композиции в фотографии».
Именно с нее лучше начать, хотя пишет она все же в основном о компоновке, а не о композиции. Но это база. - Александр Лапин «Фотография как».
Библия современных «Брессонов, Куделок и Эрвиттов». Композиция как история и художественный язык. - Сергей Эйзенштейн «Монтаж».
Наш гениальный кинорежиссер, по трудам которого учатся вообще во всем мире. Написал много книг и трудов, нас больше всего интересует именно этот том, где он разбирает некоторые картины знаменитых художников. Лично я никогда и нигде не встречал и не читал человека, который разбирался бы в искусстве настолько глубоко. Открывает новый мир. - Рудольф Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие».
Первоисточник Лапина. Труд много глобальнее, но гораздо сложнее к восприятию.
Все, друзья! Этого вам хватит на ближайший десяток лет, чтобы
Приглашаю: САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 16—26 апреля.
Последнее интересное в блоге:
- Что такое концептуальная фотография. Часть 1-я.
- Страшная правда о музыкальном бизнесе.
- Разговоры об искусстве с Еленой Суховеевой, часть 1.
- Контакты моделей, визажистов и других хороших людей.
- Антикризисный план для фотографов. Часть 3.
- Антикризисный план для фотографов. Часть 2.
- Антикризисный план для фотографов. Часть 1.
Добавляйтесь Вконтакте, Фейсбук, Твиттер
Journal information