
А вот на Украине разного рода секты расцвели пышным цветом. По оценкам ведущего российского сектоведа А.Л. Дворкина численность «Свидетелей Иеговы» на Украине и в России примерно равна - около 150 тысяч. Но если учесть, что населения на Украине в три раза меньше, чем в России, то соответственно, на Украине в три раза больше иеговистов на тысячу населения. Этот коэффициент (три) вполне применим и для оценки степени вовлечённости населения Украины во все остальные секты.
Вот так, весьма впечатляюще выглядит сводка по неправославным религиозным общинам города Шахтёрска (население около 60000 чел. на 1 мая 2013 г.), находящегося ныне на территории Донецкой Народной Республики:
№ п/п | Название общины | Исповедуемая религия | Адрес культового помещения | Примерное кол. прихожан | Тип ритуального сооружения | Руководитель (Ф.И.О., сан, конт. тел) |
1 | Религиозная община ЕХБ «Церковь «Филадельфия» | Протестантская , ЕХБ | г.Шахтерск, Донецкая обл., ул.Полевая, 74 т.4-46-11 | - | молитвенный дом | Краснов Анатолий Степанович |
2 | Религиозная община ЕХБ "Церковь Христа Спасителя" | Протестантская, ЕХБ | г.Шахтерск, Донецкая обл., пгт. Стожковское, ул. Строительная.1 т.4-58-18 | 40 | молитвенный дом | Гейнович Федор Федорович |
3 | Религиозная община ЕХБ «Луч надежды» | Протестантская, ЕХБ | г.Шахтерск, Донецкая обл., п.Горное, ул. Ковалевской,13 | - | молитвенный дом | Бухенко Юрий Жоржович |
4 | Религиозная община ЕХБ «Луч надежды» (братство независимых церквей) | Протестантская, ЕХБ | г.Шахтерск, Донецкая обл., ул.Грибоедова,76 | - | молитвенный дом | Сафонов Николай Викторович |
5 | Религиозная община ЕХБ «Благодать» | Протестантская, ЕХБ | г.Шахтерск, Донецкая обл., м-н Журавлевка, 54/20 | 10 | молитвенный дом | Назарчук Валентин Андреевич |
6 | Религиозная община ЕХБ «Преображение» | Протестантская, ЕХБ | г.Шахтерск, Донецкая обл., ул.8 марта, 9 | - | молитвенный дом | Гейнович Вячеслав Григорьевич |
7 | Религиозная община ЕХБ (союз) | Протестантская, ЕХБ | г.Шахтерск, Донецкая обл., п.Сердитое, ул.Шевченко, 60 | 50 | молитвенный дом | Орлов Анатолий Анатольевич |
8 | Адвентисты седьмого дня | Протестантская | г.Шахтерск, Донецкая обл., ул. Декабристов, 8 | - | церковь | Трофименко Александр Анатольевич |
9 | Религиозная община «Свидетели Иеговы» | Нехристианская | г.Шахтерск, Донецкая обл., ул. Попова,43 | 100 | молитвенный дом | Головко Александр Анатольевич |
10 | Религиозная община «Церковь Христова» | Нехристианская | г.Шахтерск, Донецкая обл., ул. Дзержинского, 16 | - | молитвенный дом | Лапин Денис Геннадьевич |
11 | Религиозная община «Христианская Церковь «Слово жизни» | Христиане полного Евангелия | г.Шахтерск, Донецкая обл., ул. Крупской,39 т.4-01-04 | 50 | церковь | Калиниченко Николай Андреевич |
12 | Религиозная община «Христианская Церковь «Слово жизни» Донецкого областного управления УХЕЦ пгт Стожково |
Христиане полного Евангелия | г.Шахтерск, Донецкая обл., пгт. Стожковское, ул.40 лет Октября 1/15 | - | молитвенный дом | Гузенко Сергей Сергеевич |
13 | Религиозная община «Христианская Церковь «Благая весть» | Христиане полного Евангелия | г.Шахтерск, Донецкая обл., ул. Терешковой, 112 | - | молитвенный дом | Куренков Владимир Николаевич |
14 | Религиозная община иудеев г.Шахтерска | Иудаизм | г.Шахтерск, Донецкая обл., ул.Суворова, 17 | 50 | церковь | Вартанов Леонид Сумбарович |
15 | Религиозная община Парафии Матери Божьей Остробрамской Римско-католической Церкви | Католичество | г.Шахтерск, Донецкая обл., ул. 60-лет Октября, 13 | - | церковь | Вишневский Ярослав |
Следует также отметить ещё один существенный фактор повышения градуса украинского религиозного «плюрализма» - а именно расколы в украинском православии. Вслед за восстановлением в 1989 г. Украинской афтокефальной православной церкви (УАПЦ) и переходом в 1990-91 гг. большинства православных общин Западной Украины из РПЦ в Украинскую грекокатолическую церковь (УГКЦ), в 1992 году последовал ещё один раскол - в результате раскольнической деятельности митрополита Филарета (Денисенко) от Московского Патриархата откололась т.н. Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП). Активизация деятельности трёх вышеупомянутых неканонических псевдоцерквей – явление не столько религиозного, сколько националистического и русофобского характера, поэтому большая часть их паствы – жители Западной, а также Центральной Украины. А распространение сект неопротестантского и псевдохристианского толка наиболее заметно на землях исторической Новороссии, и это явление имеет под собой исторические корни. Именно здесь, ещё в XIX веке зародилась «штунда» — нецерковное религиозное движение по изучению и толкованию Библии, возникшее не без влияния немецких протестантов-колонистов на Херсонщине.
Однако, чтобы лучше понять природу нецерковной религиозности на Святой Руси, будет нелишним совершить краткий исторический экскурс. История русских ересей и внутренних религиозных конфликтов от Крещения Руси до церковного раскола середины XVII века поразительно бедна. За всё это время возникли всего два заметных антицерковных движения — ереси стригольников и жидовствующих, причём последняя была привнесена извне.
Каким же образом русской Церкви на протяжении длительного исторического периода удавалось столь успешно поддерживать согласие и духовное единство своей паствы? Чтобы получить ответ на этот вопрос, первым делом нужно иметь представление о том, почему вообще люди становятся религиозными диссидентами, кои всегда были, есть и будут в любой религии. Все мы люди, в том числе и религиозные, грешим. Мы все в той или иной степени подвержены страстям: гордыне, тщеславию, властолюбию. Эти страсти, если не держать их в узде, человека религиозного могут довести до соблазна, отвергнув соборный церковный разум, создать собственную, более «правильную» в сравнении с традиционной религию. Новоявленные «учителя» привлекают последователей возможностью войти в число «избранных», спекулируя на присущей каждому человеку неудовлетворённости от разрыва идеала и действительности, который в нашем несовершенном мире наблюдается повсюду, но наиболее болезненно воспринимается в духовно-религиозной сфере.
На протяжении нескольких веков Русь не знала серьёзных религиозных нестроений, и секрет этого благополучия заключается в духе и характере русской церковности, суть которого удалось, возможно, наилучшим образом передать о. Павлу Флоренскому: «церковность – вот имя тому пристанищу, где умиряется тревога сердца, где усмиряются притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум»
А в это же самое время на Западе Европы закладывались основы будущих кровавых религиозных раздоров. «В грязном и бедном Париже XII века гремели битвы схоластиков, рождался университет, — пишет в 1926 г. в эссе «Трагедия интеллигенции» профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже Г.П. Федотов, — в “Золотом” Киеве сиявшем мозаиками своих храмов, — ничего, кроме подвига Печерских иноков, слагавших летописи и патерики. Правда, такой летописи не знал Запад, да, мо¬жет быть, и таких патериков тоже». За семь десятилетий до Федотова это коренное отличие русской и западной духовной жизни ещё точнее выразил один из главных идеологов славянофильства И.В. Киреевский в статье «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России»: "...Там схоластические и юридические университеты, — в древней России молитвенные монастыри, сосредоточившие в себе высшее знание; там рассудочные и школьное изучение высших истин, — здесь стремление к их живому и полному познаванию; там взаимное прорастание образованности языческой и христианской, здесь постоянное стремление к очищению истины <…> Раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западно-европейской и древнерусской образованности".
Но самым заметным различием в духовной жизни христианского Запада и Востока стал выбор любимого церковного двунадесятого праздника. На Востоке предпочли Пасху – воскрешение Спасителя для жизни вечной, а на Западе – Рождество Иисуса Христа – Его явление в наш бренный мир. Это важное обстоятельство предопределило характерное различие западной и русской цивилизаций: русская цивилизация изначально является сотериологической – ориентирующей человека на спасение и жизни в вечности, западная же – эвдемоническая, ориентирующая на достижение счастья в этой жизни. Уже к моменту Великого раскола Вселенской Церкви в 1054 г. присущий Западу рационализм выразился в религиозной жизни в стремлении перековать Божественное Откровение с его необъятной полнотой и бездонной глубиной в утилитарную и жёсткую философско-этическую схему. Западная религиозная мысль подобно Калиостро, мечтавшему найти формулу любви, занялась изобретением некоей формулы истины. В устроении Церкви Запад заменил соборность на «вертикаль власти» во главе с непогрешимым римским первосвященником. На смену византийской симфонии светских и церковных властей пришёл папоцезаризм – попытка распространить диктат Папы Римского на светских властителей. Вот так, на наш взгляд, на Западе сложились благоприятные условия для религиозной самодеятельности и бунтарства. В Средние века религиозные распри заканчивались кровавыми крестовыми походами католиков против катаров, вальденсов, гуситов, в Новое время бушевали войны между католиками и протестантами. Со временем религиозные войны утихли, а количество «деноминаций» стало расти в геометрической прогрессии, и вот настали времена, когда пост-христианский мир оказался в своего рода религиозном супермаркете, в котором потребитель выбирают себе тот продукт, который «мне больше подходит» — и далеко не каждый станет искать в списке его ингредиентов Божественную Истину.
В России религиозное диссидентство стало массовым явлением с середины XVII в., с началом Раскола. И если на Западе альтернативное христианство, за редкими исключениями, носило модернистский характер, то на Руси традиционалисты - никониане и старообрядцы - вступили между собой в спор о том, кто православнее. Но, кроме того, такое сильное духовное потрясение, как церковной раскол послужило катализатором религиозного брожения, которое не прекращалось в толще народной жизни с языческих времён. Стоглавый Собор в 1550 году писал: «По погостам и сёлам ходят ложные пророки, мужики и жонки, девки и старые бабы, наги и босы и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются». С XVII века известны списки «Голубиной книги» — сборника народных духовных стихов, сюжеты которых взяты из Библии, христианских апокрифов, а миф о сотворении мира в точности соответствует гимну «Пурушасукта» из «Ригведы» (славянское язычество было близко к ведической религии древних индусов). «Голубиная книга» стала одной из «священных книг» секты хлыстов, которая заявила о себе почти одновременно с раскольниками-старообрядцами. В ряде исторических исследований говорится о влиянии западно-европейских протестантских мистических сект и масонства на происхождение секты, тем не менее, можно достаточно уверенно утверждать, что хлысты, а также появившиеся позже скопцы, духоборы, молокане — самобытное явление русской религиозной жизни.
Секты иностранного происхождения стали появляться в России в XIX веке. В первую очередь стоит упомянуть евангельских христиан и штундистов. Первые религиозные общины евангельских христиан появились в Петербурге во второй половине XIX века в результате миссионерской деятельности лорда Гренвиля Вальдигрева Редстока, который проповедовал, в основном, среди аристократии и дворянства. Русский штундизм появился в Новороссии в середине XIX века благодаря «библейским часам» у немецких колонистов (нем. Stunde — час для чтения и толкования Библии), на которые приглашались и русские крестьяне. К началу XX века большинство штундистских общин вошло в Союз русских баптистов Южной России и Кавказа, а в 1944 году евангельские христиане и баптисты объединились и образовали Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВС ЕХБ).
Любопытно, что доморощенным сектам не удалось пережить антирелигиозные гонения Советской власти, чего нельзя сказать о сектах «импортных» (исключениями являются лишь реликтовые анклавы молокан и духоборов в ближнем и дальнем зарубежье). Как мы видим в вышеприведённой таблице по сектам г. Шахтёрска — половина религиозных общин представляют именно ЕХБ.
Баптизм появился в начале XVII века в среде английских пуритан. Название секты произошло от греческого слова «баптизо» - крещение, поскольку главная фишка их «вероучения» - отказ от крещения младенцев, потому как они считают, что только взрослые люди могут креститься сознательно и по вере. Удивление у разумного человека может вызвать тот факт, что кредо баптистов основано на противоречии — если ваша вера истинная, то почему вы отвергаете крещение детей, а если вы считаете единственным источником веры твёрдое убеждение — зачем креститесь? Однако нет никакого смысла искать логику в сектантских доктринах — дело это заведомо безнадёжное.
Следующей отличительной чертой баптизма является принцип конгрегационализма — признание независимости и самостоятельности каждой отдельной общины. Таким образом, религия (лат. religare — воссоединять), призванная быть фундаментом духовного единства народа отдаётся на откуп отдельно взятых «пасторов», вещающих своей пастве от имени и по поручению Бога. Да и пастором у баптистов стать нетрудно, потому как ещё одним «столпом» их «вероучения» является принцип «всеобщего священства» и равноправия верующих.
Баптизм более чем везде распространён в Северной Америке (23 млн. совершеннолетних адептов на декабрь 2011 г.). В Европе баптистские миссионеры появились в начале XIX века. В настоящее время численность европейских баптистов составляет свыше 700 000 чел. В России проживает около 150 000 баптистов. По численности баптистов на Украине приводятся разные цифры, но при этом очевидно, что их там больше, чем в России. Но, судя по всему, лучшие времена для украинского баптизма остались в прошлом. Летом 2013 года лидеры украинских баптистов озаботились проблемой сокращения численности своих адептов. На областном миссионерском форуме в г. Хмельницкий говорилось о том, что в 2012 году 1145 баптистских «церквей» Украины не «крестили» ни одного человека. Однако такие неутешительные тенденции только подстёгивают баптистов «благовествовать» ещё активнее. На том же форуме была провозглашена программа по созданию в каждой общине миссионерских групп «Новая жизнь» для пополнения своих рядов в первую очередь молодыми людьми.
Часть 2 >>>
Journal information