fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Categories:

В.Л. Смирнов. "Популярные сюжеты в изобразительном искусстве" (окончание)

Введение
Глава I. Деятели искусства о назначении своего творчества
Глава II. Соответствие формы художественного произведения его содержанию. О роли деталей
Глава III. О символах.
Глава IV. Аллегория (начало)
Глава IV. Аллегория (окончание)
Глава V. Гипербола
Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (начало)
Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (окончание)
Глава VII. Ритм

Глава VIII. Композиция (начало)
Глава VIII. Композиция (окончание)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (начало)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (продолжение)

   Сюжеты на тему нравственного выбора

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13-14).

Человек рождается со свободной волей, возможностью выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам, его свободная воля — отдавать предпочтение духовным заботам или плотским. Но этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек — хозяин своей судьбы. Художники разных стран и времён уделяли большое внимание теме нравственного выбора. Эта тема воплощена в одной из ранних картин Рафаэля «Сон рыцаря»; разработке этой темы посвящены картины, созданные на один и тот же сюжет «Геракл на распутье» художником XVI века Аннибале Карраччи и художником XVIII века Помпео Батони.


Batoni.jpg

Со­фист Продик из Кеоса в рас­ска­зе о Геракле на рас­путье сим­во­ли­чес­ки изо­бра­зил нрав­ствен­ный вы­бор меж­ду Добродетелью и Пороком. Поз­же в этой аллегории Минерва час­то ста­ла оли­це­тво­рять Добродетель, а Венера — Порок.

Гераклу на Киферонском паст­би­ще, где он пас овец, яви­лись бо­ги­ни Минерва и Венера. Минерва, бо­ги­ня муд­рос­ти, ми­ра, по­кро­ви­тель­ни­ца ге­ро­ев, зва­ла Геракла на труд­ный и опас­ный путь са­мо­от­ре­че­ния, слу­же­ния лю­дям, обе­щая в наг­ра­ду бес­смерт­ную сла­ву. А Венера, бо­ги­ня люб­ви, лас­ка­ясь к ге­рою, зва­ла за со­бой, су­ля ему жизнь, пол­ную чув­ствен­ных нас­лаж­де­ний, не­ги, люб­ви и без­мя­теж­ной ра­дос­ти. Пос­ле не­лёг­ких со­мне­ний и раз­ду­мий Геракл внял го­ло­су ра­зу­ма и по­шёл по тес­но­му пу­ти слу­же­ния че­ло­ве­чест­ву.

Рас­смот­рим, как этот сю­жет изо­бра­зил П. Батони на кар­ти­не «Геракл на рас­путье меж­ду Добродетелью и Пороком» из Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Государственного Эрмитажа.

Ве­не­ра су­лит Гераклу все­воз­мож­ные на­слаж­де­ния. У её ног му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты (на­слаж­де­ния слу­ха), фрук­ты (на­слаж­де­ния вку­са), по­за­ди неё кус­ты ро­зы (на­слаж­де­ния обо­ня­ния и зре­ния). Жен­ская кра­со­та са­мой Венеры — на­слаж­де­ние зре­ния и ося­за­ния. По­за­ди Венеры дво­рец и фон­тан, су­ля­щие бо­га­тую, рос­кош­ную жизнь. Она про­тя­ги­ва­ет Гераклу ро­зу — сим­вол люб­ви.

Минерва же ука­зы­ва­ет на храм Славы, сто­я­щий на вы­со­кой ска­ле, пред­ла­гая тя­жё­лый и опас­ный путь к сла­ве че­рез под­ви­ги. Ря­дом с Минервой трёх­гла­вый пёс Цербер со зме­и­ным хвос­том, охра­няв­ший вход в цар­ство мёрт­вых Аид, у её ног льви­ная го­ло­ва. Это на­мёк на бу­ду­щие под­ви­ги Геракла — он убил немейского льва и по­бе­дил и привёл к Эврисфею пса Цербера.

Оказавшись перед выбором жизненного пути, юный Геракл телом склонился к Венере, а голова его повёрнута в сторону Минервы. Так художник обозначил трудную борьбу плоти и разума. Разум Геракла победил в этой борьбе.

RubensPar.jpg     Теме нравственного выбора посвящена знаменитая картина Рубенса «Суд Париса» из Лондонской национальной галереи. Сын Троянского царя Парис из трёх соперничающих богинь: Юноны, Минервы и Венеры — выбрал богиню любви, присудив ей приз — золотое яблоко. И мы знаем, что этот выбор повлёк за собой Троянскую войну и гибель Трои. Парис на картине Рубенса так изумлён и ослеплён красотою Венеры, что становится понятным его безрассудный и роковой выбор, сделанный потому, что у красоты вообще роковая власть над людьми, особенно молодыми. Такова, по-моему, мысль художника, смягчающая вину Париса: ведь на картине наибольшее внимание Рубенс уделил изображению прелестей обнажённого женского тела, да и красотой очарован не только Парис, но и стоящий рядом с ним Меркурий.

О силе воздействия красоты на душу человека читаем у Пушкина:

Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты...
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

На сюжет «Суд Париса» писали картины также Лукас Кранах Старший, Антуан Ватто и другие художники.


Жан Батист Симеон Шарден. "Мальчик с волчком"     Очень не­о­жи­дан­но и ин­те­рес­но про­бле­ма нрав­ствен­но­го вы­бо­ра при­ме­ни­тель­но к ми­ру де­тей ре­ше­на в из­вест­ной кар­ти­не фран­цуз­ско­го ху­дож­ни­ка XVIII века Шардена «Мальчик с волчком». Мы ви­дим на кар­ти­не не­за­тей­ли­вую буд­нич­ную сцен­ку: стоя у сто­ла, маль­чик вни­ма­тель­но сле­дит за вер­тя­щим­ся волч­ком, а кни­ги, бу­ма­га, чер­ниль­ни­ца с пе­ром не­бреж­но, в бес­по­ряд­ке сдви­ну­ты гру­дой на том же сто­ле. Всё вы­гля­дит очень прос­то и ес­тест­вен­но. И ка­кое бо­га­тое со­дер­жа­ние при та­кой прос­то­те изо­бра­же­ния! На кар­ти­не нам пред­став­лен не ка­кой-то кон­крет­ный ре­бё­нок — пе­ред на­ми са­мо дет­ство, тот пе­риод в раз­ви­тии каж­до­го че­ло­ве­ка, ког­да в по­ступ­ках сво­их он ру­ко­вод­ству­ет­ся не до­во­да­ми ра­зу­ма, а лишь чув­ства­ми, ког­да долг, от­вет­ствен­ность яв­ля­ют­ся все­го лишь от­вле­чён­ны­ми по­ня­ти­я­ми, а при­ят­но, лю­без­но серд­цу толь­ко удов­ле­тво­ре­ние же­ла­ний, до­став­ля­ю­щих удо­воль­ствие.

  Пре­до­став­лен­ный са­мо­му се­бе, без на­став­ни­ка или при не­доб­ро­со­вест­ном на­став­ни­ке ре­бё­нок раз­вле­че­ние всег­да пред­поч­тёт учё­бе, зау­чи­ва­нию грам­ма­ти­чес­ких пра­вил или ре­ше­нию не­по­нят­ных ему за­дач. Так Петруша Гринёв, рас­сказ­чик и глав­ное дейст­ву­ю­щее ли­цо ро­ма­на А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вспоминает, как он ребёнком делал летающего змея из географической карты, когда его домашний учитель и воспитатель француз Бопре пьяный спал на кушетке. Отец, вошедший в классную комнату, застал сына в тот момент, когда он привязывал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды. И читатели, вероятно, помнят суровые последствия злополучного урока. Тут стоит припомнить также очаровательную повесть А. Н. Толстого «Детство Никиты», в которой читатель без труда найдёт подтверждение тому, как, воспитанный в культурной дворянской семье, герой повести Никита часто искал случая уклониться от занятий с домашним учителем.

  И картина Шардена, и указанные произведения А. С. Пушкина и А. Н. Толстого служат убедительным опровержением ошибочного мнения всех тех, кто считает, что детей надо воспитывать, предоставляя им как можно больше права свободного выбора во всём; кто считает, что руководить развитием ребёнка значит искажать его природу, навязывать ему свои вкусы, свои пристрастия, свои представления о мире и людях.

  Кроме «Мальчика с волчком» есть у Шардена и другие картины подобного содержания. На одной из них изображён подросток, который, стоя у стола, строит из колоды игральных карт карточный домик. На другой картине видим юношу в рваном камзоле, пускающего мыльные пузыри из открытого окна. Оба занятия обозначают одно — пустую и легкомысленную трату драгоценного времени, следствием чего являются невежество и бедность. И рваный камзол на юноше — результат пускания мыльных пузырей.

  В русском искусстве второй половины XIX века проблема нравственного выбора разрешалась как призыв, обращённый к лучшей части интеллигенции, посвятить все свои силы служению народу Н. А. Некрасов выразил это так:


Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути.

Взвесь силу гордую,
Взвесь волю твёрдую, —
Каким идти?

Одна просторная
Дорога — торная,
Страстей раба.

По ней громадная,
К соблазну жадная
Идёт толпа.

О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.

Кипит там вечная,
Бесчеловечная
Вражда-война.

За блага бренные...
Там души пленные
Полны греха.

На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.

Другая — тесная
Дорога честная,
По ней идут

Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.

За обойдённого,
За угнетённого,
Стань в их ряды.

Иди к униженным,
Иди к обиженным —
Там нужен ты.



     Именно такой выбор сделала Елена Стахова, героиня романа И. С. Тургенева «Накануне». Композиция этого романа построена так.

     В молодую красивую и одухотворённую девушку из богатой дворянской семьи влюблены трое мужчин. Один из них - её троюродный брат Павел Шубин, одарённый скульптор-дилетант; другой — его друг Берсенев, подающий большие надежды молодой учёный, историк и философ; третий — обучающийся в Москве болгарин Инсаров, посвятивший всего себя делу освобождения своей родины от турецкого ига. Кроме того, отец героини подыскал для дочери выгодного жениха. Это молодой чиновник Курнатовский, успешно делающий свою карьеру: несмотря на молодость, он уже коллежский советник, обер-секретарь в сенате и со Станиславом на шее.

     Итак, у Елены Стаховой, духовный мир которой выражает настроение, порывы, жажду деятельного добра и самопожертвования, свойственные лучшей части молодой России, — у этой девушки есть возможность выбирать между искусством, наукой и государственной службой, но она отдаёт своё сердце борцу за освобождение народа, сознательно обрекая себя на трудную, полную тревог и опасностей жизнь. По смыслу романа этот выбор делает молодая Россия, хотя сам автор этого выбора не одобряет. Похожий нравственный выбор и в сходной ситуации делает героиня рассказа А. П. Чехова «Невеста». Этот рассказ очень схож по сюжету с романом Тургенева, лишь позиции авторов различны.

Kramskoi.jpg     Вслед за ли­те­ра­ту­рой и в рус­ской жи­во­пи­си те­ма нрав­ствен­но­го вы­бо­ра ре­ша­лась при­мер­но так же.

На зна­ме­ни­той кар­ти­не И. Н. Крамского «Христос в пустыне» изо­бра­жено искушение Иисуса Христа во вре­мя Его со­ро­ка­днев­но­го пре­бы­ва­ния в пус­ты­не, ког­да Он пос­тил­ся при вступ­ле­нии на своё «об­щест­вен­ное слу­же­ние»37. Христос явил­ся лю­дям во­че­ло­ве­чив­шись, то есть в такой же, как и у нас, те­лес­ной пло­ти, толь­ко со­вер­шен­но без­греш­ной, не под­вер­жен­ной на­шим по­ро­кам (за­вис­ти, зло­бе, чре­во­у­го­дию, пьян­ству и дру­гим). Но он, как че­ло­век, мог взал­кать, за­пла­кать от жа­лос­ти при ви­де чу­жих стра­да­ний, хо­теть спать, ис­пы­ты­вал му­чи­тель­ные стра­да­ния во вре­мя каз­ни на крес­те. Эти че­ло­ве­чес­кие свойст­ва Иисуса Христа по­зво­ли­ли ху­дож­ни­ку пред­ста­вить мо­мент искушения Его Дья­во­лом как внут­рен­нюю борь­бу, про­ис­хо­дя­щую в ду­ше че­ло­ве­ка, ко­то­рый му­чи­тель­но вы­би­ра­ет меж­ду обиль­ной со­блаз­на­ми тор­ной до­ро­гой жиз­ни и тес­ны­ми вра­та­ми, ве­ду­щи­ми в жизнь веч­ную. Вот как об этом пи­шет сам ху­дож­ник «Я ви­жу яс­но, что есть один мо­мент в жиз­ни каж­до­го че­ло­ве­ка... ког­да на не­го на­хо­дит раз­думье — пой­ти ли на­пра­во или на­ле­во, взять ли за Господа Бога рубль или не ус­ту­пить ни ша­гу злу..»38

Всему человечеству известно, какой выбор сделал герой картины Крамского, и пейзаж соответствует этому выбору: наступил рассвет; мрак ночи, время господства тёмных сил, сеющих сомнения в умах усталых людей, уже позади; вот-вот взойдёт солнце и наступит полное торжество света, который в сознании людей всегда связывается со всем добрым, светлым, справедливым и благородным.

Кроме того, мы видим, что пустыня усеяна огромными камнями, и сам Христос изображён сидящим на одном из таких камней, а камень — символ решительности, силы, умерщвления плоти ради торжества духа.

Словом, и весь облик Христа, и пейзаж говорят о том, что выбор сделан определённый:

Иди к униженным,
Иди к обиженным —
Там нужен ты.

Популярные сюжеты далеко не исчерпаны в этой главе. Одним только сюжетам из античной мифологии и истории посвящены целые тома исследований. Многие художники, особенно романтики, любили сюжеты на восточные темы.

Но в третьей главе уже было сказано, что в этой книге используются значения символов, принятых в европейской традиции, даётся анализ произведений только европейской живописи. А наиболее яркие образцы её чаще связаны с христианской тематикой. К тому же некоторые художники и в античные, мифологические сюжеты вкладывали христианское содержание, интерпретировали их в духе христианской морали (например, «Даная» Рембрандта и Тициана, «Похищение Ганимеда» Рембрандта).

Заключение

Итак, закончена книга о языке и секретах живописи. Целью книги было показать, как в картине художник воплощает свой замысел, какие художественные средства использует для этого независимо от эпохи, стилистических направлений, жанров. Показать, как те же самые основные художественные средства используют и поэты, писатели, скульпторы. Потому что сущность, цели и законы едины для этих родов искусства.

Знание основных художественных средств и умение использовать это знание при анализе произведений искусства даёт возможность раскрыть замысел автора. Умение искать и находить скрытый подтекст, философское и нравственное содержание картин даст вам много интеллектуальных, эстетических, духовных наслаждений — таких же, какие раньше получали от расшифровки скрытого смысла изображений на картинах образованные люди ХVI-ХVII веков.


ПРИМЕЧАНИЯ

37 «Библейская энциклопедия». Издание Свято Троице-Сергиевой Лавры. Ленинград, 1990 (репринт). Стр. 575.

38 Э. Гомберг-Вержбинская. «Передвижники». Ленинградское отделение издательства «Искусство», 1970. Стр. 45.


Tags: В.Л. Смирнов, живопись, искусство, культура
Subscribe

  • Ещё предвыборное

    Есть у меня друг - директор маленького пригородного благотворительного фонда, который занимается, в том числе, раздачей горячей пищи бездомным. За…

  • Игорь Друзь про как бы "глобальное противостояние"

    Российские политики и чиновники дружно требуют от населения колоться спасительной жижей, носить тряпочные амулеты и волшебные рукавички, трогательно…

  • А чё, бл*, если нет?

    Мишустин назвал жадность одной из причин роста цен на продукты. В который раз, ознакомившись с очередным мыслеизвержением кого-то из путинской…

promo fluffyduck2 november 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments