fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Categories:

В.Л. Смирнов. "Популярные сюжеты в изобразительном искусстве" (продолжение)

Введение
Глава I. Деятели искусства о назначении своего творчества
Глава II. Соответствие формы художественного произведения его содержанию. О роли деталей
Глава III. О символах.
Глава IV. Аллегория (начало)
Глава IV. Аллегория (окончание)
Глава V. Гипербола
Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (начало)
Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (окончание)
Глава VII. Ритм

Глава VIII. Композиция (начало)
Глава VIII. Композиция (окончание)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (начало)

Мария Магдалина

Ribera.jpg

Мария Магдалина — од­на из са­мых по­чи­та­е­мых свя­тых в ка­то­ли­ческ­ом ми­ре. В мо­ло­дос­ти она бы­ла одер­жи­ма бе­са­ми и ве­ла рас­пут­ную жизнь. Иисус Христос, бу­ду­чи в Капернауме и его окрест­нос­тях, по обык­но­ве­нию сво­е­му учил на­род; ис­це­лял боль­ных и увеч­ных; из­го­нял бе­сов из одер­жи­мых раз­ны­ми ду­шев­ны­ми не­ду­га­ми и изг­нал семь бе­сов из Марии Магдалины, ко­то­рая бы­ла ро­дом из не­боль­шо­го, рас­по­ло­жен­но­го близ Капернаума г. Магдалы (от­сю­да и проз­ви­ще её — Магдалина). Бла­го­дар­ная Христу за ис­це­ле­ние, она вмес­те с апос­то­ла­ми и груп­пой мест­ных жи­те­лей ста­ла со­про­вож­дать Его, слу­шать Его про­по­ве­ди. Про­ник­нув­шись уче­ни­ем Божественного Учителя, она в горь­ком и страст­ном по­ка­я­нии от­рек­лась от преж­ней дур­ной жиз­ни и ско­ро сде­ла­лась пре­дан­ней­шей уче­ни­цей Иисуса Христа.

За­пад­но­ев­ро­пей­ские ху­дож­ни­ки изо­бра­жа­ли эту свя­тую ча­ще все­го во мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ци­ях, по­свя­щён­ных Страстям Господним: в сце­нах «Сня­тие с крес­та», «Опла­ки­ва­ние», «По­ло­же­ние во гроб». Мы ви­дим там, как она скор­бит у ног умер­ше­го Спасителя, на не­ко­то­рых кар­ти­нах — в скор­би при­ни­ка­ет гу­ба­ми к но­гам Его. Так она изо­бра­же­на на зна­ме­ни­том, пол­ном тра­гиз­ма «Опла­ки­ва­нии» Хусепе Риберы. Изо­бра­жа­ли Марию Магдалину так­же в кар­ти­нах на те­му «Свя­тое со­бе­се­до­ва­ние». Эти кар­ти­ны пред­став­ля­ют со­бой Мадонну с мла­ден­цем, си­дя­щую на тро­не, по ле­вую и пра­вую сто­ро­ну ко­то­ро­го сто­ят свя­тые.

Во всех наз­ван­ных ком­по­зи­ци­ях ху­дож­ни­ки по­ка­зы­ва­ют нам Марию Магдалину как страст­но ве­ру­ю­щую, глу­бо­ко убеж­дён­ную в ис­ти­не Учения сво­е­го Божественного Учителя и пре­дан­ную Ему уче­ни­цу, ко­то­рая, как из­вест­но, по окон­ча­нии зем­но­го пу­ти Спасителя яви­ла не­ко­ле­би­мую твёр­дость ве­ры и му­жест­во при рас­про­стра­не­нии Евангелия сре­ди языч­ни­ков, за что не толь­ко при­чис­ле­на цер­ковью к ли­ку свя­тых, но и име­ну­ет­ся рав­но­а­пос­толь­ной.

Но наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, поучительный образ кающейся Марии Магдалины, ибо тут нам показан источник, начало и путь духовного обновления человека, его самосовершенствования.

TizianMagd.jpg    Мно­гие про­слав­лен­ные ху­дож­ни­ки изо­бра­жа­ли Марию Магдалину в тот мо­мент, ког­да она, уе­ди­нив­шись, с по­ка­ян­ной мо­лит­вой об­ра­ща­ет­ся к Богу. Та­кой пред­ста­ёт она пе­ред на­ми на по­лот­нах Эль Греко и Хусепе Риберы, Караваджо и Жоржа де ля Тура. Но на­и­бо­лее со­вер­шен­но идея очис­ти­тель­но­го и пре­о­бра­жа­ю­ще­го ду­шу по­ка­я­ния вы­ра­же­на, по­жа­луй, в кар­ти­не Тициана, ко­то­рая хра­нит­ся в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Уди­ви­тель­но вер­но пе­ре­да­но ху­дож­ни­ком то, как жен­ское серд­це пе­ре­жи­ва­ет боль­шое го­ре. Об­ра­щён­ные к не­бу гла­за, пол­ные слёз; по­крас­нев­шие от дол­го­го не­у­теш­но­го пла­ча ве­ки; слё­зы, обиль­но те­ку­щие по ще­кам; при­пух­шие и, как и гла­за, чуть по­крас­нев­шие и влаж­ные нозд­ри и гу­бы; ру­ка, при­жа­тая к гру­ди, и дру­гая, без­воль­но опу­щен­ная на ко­ле­ни, — всё это так жи­во, так убе­ди­тель­но пе­ре­да­ёт всю глу­би­ну рас­ка­я­ния Марии Магдалины, что вни­ма­тель­но­му и вдум­чи­во­му зри­те­лю ста­но­вит­ся яс­но: ес­ли че­ло­век столь го­ря­чо и силь­но ка­ет­ся в сво­их прош­лых про­ступ­ках, в сво­ём мо­раль­ном па­де­нии, он уже ни­ког­да не пов­то­рит бы­лых оши­бок и не ста­нет на дур­ную сте­зю. Он спа­сён. Ведь прош­лое пред­став­ля­ет­ся Марии Магдалине страш­ной бе­дой, и все си­лы ду­ши её устрем­ле­ны к то­му, что­бы пор­вать с этим тём­ным, гре­хов­ным прош­лым.

Атри­бу­ты Марии Магдалины на­по­ми­на­ют об от­дель­ных эпи­зо­дах её жиз­ни и ха­рак­те­ри­зу­ют её как ве­ли­кую свя­тую. Из стек­лян­но­го со­су­да с бла­го­во­ни­я­ми она об­мы­ва­ла но­ги Спасителя на пи­ру у Симона Фарисея. Дру­гой по­сто­ян­ный атри­бут Марии Магдалины — че­реп, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий брен­ность че­ло­ве­чес­кой жиз­ни, го­во­рит о том, что крат­кое зем­ное су­щест­во­ва­ние на­до по­свя­щать со­вер­шенст­во­ва­нию ду­ши. Рас­кры­тая Библия ука­зы­ва­ет нам, что пре­об­ра­же­ние греш­ни­цы в свя­тую про­и­зо­шло под вли­я­ни­ем хри­сти­ан­ско­го уче­ния. Де­ре­во спра­ва от Марии Магдалины сим­во­ли­зи­ру­ет не толь­ко её ду­хов­ный рост, но и её бес­смер­тие. Ска­ла за спи­ной Марии Магдалины — сим­вол её твёр­дос­ти в ве­ре.

Точно такое же состояние горького и страстного оплакивания своих постыдных поступков выражено в чудесном стихотворении А.С. Пушкина «Воспоминание»:

Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю.

Кто способен на такой беспристрастный и беспощадный суд над собой, тот не может быть плохим человеком, и ему всегда открыты пути непрестанного нравственного роста.

Святой Иероним

Это один из великих учителей и столпов западной церкви. Он родился в 342 году в Стридоне на границе Далмации и Паннонии. У родителей были возможности и средства дать ему прекрасное воспитание и образование, которое он получил в Риме под руководством лучших учителей того времени, изучая риторику и философию. Ещё юношей он увлёкся аскетизмом. В 370 году он путешествовал в Святую землю на поклонение Гробу Господню, затем поселился в Халкидской пустыне, центре сирийского подвижничества, и в течение 5 лет вёл строгую жизнь отшельника, проводя время в учёных занятиях. В 378 году в Антиохии он принял сан священника. Для пополнения знаний совершил путешествие в Константинополь.

Большая учёность, выступления против еретиков, суровый аскетический образ жизни, а также знакомство со знаменитыми богословами и церковными иерархами сделали широко известным имя Иеронима, и в 381 году римский папа Дамас вызвал его из Константинополя в Рим для участия в проходившем там церковном соборе. После собора Иероним остался в Риме, служил секретарём папы Дамаса и посвятил себя богословско-литературным наукам.

После смерти папы Дамаса Иероним удалился в Палестину, в Вифлееме основал монастырь, в котором провёл остальные 33 года своей жизни. Умер св. Иероним в 420 году.

Более всего прославился он прекрасным переводом с еврейского языка на латынь всех книг Ветхого Завета и с греческого на латынь — всего Нового Завета. Его перевод так хорош по точности и красоте выражений, что был принят католической церковью в качестве официального текста Библии.

Святого Иеронима любили изображать едва ли не все западноевропейские художники, а такие великие мастера, как Беллини, Караваджо и Рибера, писали его не один раз.

Художников привлекали в Иерониме его суровый стоицизм, его умение и воля отказаться от привычного и желанного для огромного большинства людей комфорта, даже от простейших домашних удобств, даже от повседневного общения с людьми, во имя воспитания своей души, преодоления страстей, отвлекающих от богопознания и искания истины. Святой Иероним был одним из благороднейших и образованнейших людей своего времени и всей своей жизнью подтвердил, что самосовершенствование человека невозможно без самоограничения его в своих потребностях, так как сказано Господом: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:24-25). И далее следует вывод из сказанного: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

И если человек сумел следовать этому требованию, то есть служит прежде всего духу, а не маммоне, он всегда вызывает интерес и заслуживает уважение современников, а может быть, и потомков, смотря по итогам жизни.

BelliniHier.jpg

Те­перь об­ра­тим­ся к кар­ти­не Джованни Беллини «Чи­та­ю­щий Святой Иероним в пей­за­же» из На­ци­о­наль­ной га­ле­реи ис­кусств Ва­шинг­то­на. Это од­на из тех кар­тин, не­ред­ких у это­го ху­дож­ни­ка, ко­то­рые тре­бу­ют не­то­роп­ли­во­го, вни­ма­тель­но­го рас­смат­ри­ва­ния и раз­мыш­ле­ния из-за оби­лия в них сим­во­ли­чес­ких об­ра­зов, слу­жа­щих для все­сто­рон­ней ха­рак­те­рис­ти­ки ге­роя про­из­ве­де­ния.

Святой Иероним один в ка­ме­нис­той пе­ще­ре, он си­дит на ог­ром­ном кам­не, ко­то­рый слу­жит ему сту­лом, а рас­кры­тую кни­гу по­ло­жил пе­ред со­бой на дру­гой ка­мень, за­ме­ня­ю­щий ему ра­бо­чий стол. За его спи­ной сло­ис­тая ска­ла — сим­вол проч­нос­ти, на­дёж­нос­ти, а так­же один из сим­во­лов Христа. Эта ска­ла-сим­вол как раз и на­по­ми­на­ет зри­те­лям, что Иероним — один из стол­пов, на ко­то­рых дер­жит­ся за­пад­ная цер­ковь. Кам­ни у вхо­да в пе­ще­ру, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие си­лу, твёр­дость и умерщ­вле­ние пло­ти, ха­рак­те­ри­зу­ют ду­хов­ную мощь Иеронима и его су­ро­вый ас­ке­ти­чес­кий об­раз жиз­ни, что под­чёрк­ну­то ещё и пре­дель­но скуд­ным оде­я­ни­ем свя­то­го, и от­сут­стви­ем са­мых прос­тых жиз­нен­ных удобств: у не­го нет ни сту­ла, ни сто­ла, ни ку­хон­ной ут­ва­ри, ни пос­те­ли для сна.

По ка­ме­нис­то­му по­лу пе­ще­ры пол­зёт яще­ри­ца — сим­вол ло­ги­ки и страст­но­го стрем­ле­ния к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. А ис­точ­ник, воз­ле ко­то­ро­го она пол­зёт, ука­зы­ва­ет на то, где ис­то­ки ду­хов­нос­ти: они в христианстве (ведь ис­точ­ник — сим­вол таинства крещения, ко­то­рое яв­ля­ет­ся вто­рым рож­де­ни­ем че­ло­ве­ка в ду­хе; сим­вол воз­рож­де­ния и об­нов­ле­ния).

На то, что Святой Иероним был мо­на­хом, ука­зы­ва­ют кро­ли­ки, бел­ка и орёл. Ста­но­вясь мо­на­хом, христианин от­ре­ка­ет­ся от всех мир­ских усло­вий жиз­ни, чтобы все­це­ло посвятить себя служению Богу, и даёт три обета: обет безбрачия, обет нестяжания и обет послушания. Отказ от женитьбы и семейной жизни (первый обет) обозначают кролики — символы похоти и плодовитости; отказ от владения собственностью, имуществом (второй обет) обозначен белкой — символом скупости и жадности; обет же послушания обозначается орлом. В зависимости от содержания произведения орёл может обозначать или положительные качества: силу, могущество, смелость, прозорливость, или же отрицательные: высокомерие, гордыню. В данном случае орёл символизирует именно гордыню: он сидит на мёртвой, засохшей ветке и в тени. Кроме того, надо учесть, что он, как кролики и белка, находится вне пещеры, у входа, как то, от чего отрёкся, что преодолел святой.

Из пещерного входа, как из окна, виднеется очаровательная даль: выступающая из морской глади пологая гора с крепостью на её вершине, синяя гладь моря, едва различимые белые строения на дальнем его берегу и надо всем ясное голубое небо. Этот красивый безмятежный вид из пещеры тоже символичен: в нём воплощено то состояние блаженства, которого достигает верующий в результате духовных подвигов самовоспитания; а также тот идеал гармонического существования человека, общества и природы, достигать которого учил святой Иероним. Можно, по-видимому, сказать так: всё изображённое внутри и возле пещеры означает путь и средства достижения цели Иеронимом, а вид из пещеры — сама цель его стремлений. Действительно, крепость на горе — символ обретённого в Боге убежища от злых дел, страстей и помышлений, а небо — тот Божий рай, населённый душами праведников, где царят мир, любовь, справедливость.

Но среди великих раннехристианских святых не один Иероним был аскетом, жил в пещере, основывал монастыри и монашествовал. Такими были, например, Павел-отшельник и святой Антоний. Для различения святых художники использовали различные атрибуты, то есть опознавательные знаки в виде рукотворных предметов (ваза, книга, крест, копьё, стрела, меч и т.д.), в виде растений (лилия, роза, яблоки, пальмовая ветвь и т.д.), в виде животных (лев, дракон, орёл и т. д.). Однако выбор предметов в качестве атрибута не случаен, но всегда связан с каким-то эпизодом из жизни святых. Так один из атрибутов Иоанна Богослова — чаша, которую он держит в руке и из которой, извиваясь, выползают змеи. Этот атрибут напоминает нам, что святого хотели отравить, но он, помолившись, взял чашу с отравленным вином, осенил её крестным знамением, и яд вышел из чаши в виде змей. Так были разрушены козни язычников, посрамлены они сами и их вера.

Атрибутом апостола Андрея является крест в виде буквы X. На таком кресте апостол был распят. С тех пор крест такой формы называется андреевским.

Одним из атрибутов Иеронима был лев, изображённый на картине Беллини возле ног святого. Во время своего пустынножительства святой Иероним повстречал льва, страдавшего от боли в лапе, бесстрашно осмотрел больное место, вынул из лапы большую занозу и вылечил льва, который в знак благодарности стал всюду неотлучно сопровождать святого. Таким образом, лев на картинах, изображающих Иеронима, является не только опознавательным знаком святого, но и напоминает зрителям интересное событие из его жизни, а кроме того характеризует его как человека бесстрашного, мужественного, сильного духом. Иеронима и изображали часто, особенно Тициан и Рубенс, могучим и сильным, как и его лев, стариком.

Другим атрибутом Иеронима является кардинальская шляпа, которая служит указанием, что святой Иероним находился некоторое время на службе у римского папы. Кардиналом Иероним никогда не был, но служил у папы библиотекарем.

В живописи наиболее распространены два сюжета с изображением святого Иеронима. Прежде всего это кающийся святой Иероним, бьющий себя в грудь камнем, иногда стоя на коленях перед распятием. Таким видим мы его на картинах Боттичелли, Леонардо да Винчи, Веронезе. Другие художники, например, Антонелло де Мессина, Дюрер изображали святого Иеронима учёным старцем, работающим за столом в своём кабинете. Характер изображения зависел от того, какие человеческие качества больше ценил сам художник. Те, для кого важнее был культ знаний, разума, изображали святого Иеронима учёным, а те, кто больше ценил самосовершенствование человека, изображали святого Иеронима кающимся аскетом. Многогранная личность святого Иеронима давала возможность выразить художникам в своих работах разные идеи.


LeonardoHier.jpg Durer.jpg

Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (окончание)
 
Tags: В.Л. Смирнов, живопись, искусство, культура
Subscribe

promo fluffyduck2 november 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments