fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Category:

В.Л. Смирнов. "Композиция" (окончание)

Введение
Глава I. Деятели искусства о назначении своего творчества
Глава II. Соответствие формы художественного произведения его содержанию. О роли деталей
Глава III. О символах.
Глава IV. Аллегория (начало)
Глава IV. Аллегория (окончание)
Глава V. Гипербола
Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (начало)
Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (окончание)
Глава VII. Ритм
Глава VIII. Композиция (начало)


RembrandtEvr.jpg

Об­ра­ща­ясь к кар­ти­не Рембрандта «Еврейская невеста», ис­сле­до­ва­те­ли твор­чест­ва ге­ни­аль­но­го ху­дож­ни­ка пы­та­ют­ся по­нять, кто изо­бра­жён на ней: ка­кие имен­но библейские ге­рои ли­бо кон­крет­ные лю­ди. Но вы­яс­не­ние сю­же­та и про­то­ти­пов не объ­яс­ня­ет за­мыс­ла ав­то­ра. Тем бо­лее, что, как мы уже упо­ми­на­ли в пер­вой гла­ве, Рембрандт очень сво­бод­но ме­нял тра­ди­ци­он­ный смысл сю­же­та, пе­ре­тол­ко­вы­вал его по-сво­е­му. Кто бы ни был изо­бра­жён на кар­ти­не, ху­дож­ник вы­ра­зил в ней свои раз­мыш­ле­ния о бра­ке и семье.

Кар­ти­на пре­дель­но прос­та по композиции: мы ви­дим на ней толь­ко муж­чи­ну и жен­щи­ну. Но гля­дя на эту кар­ти­ну, сра­зу чув­ству­ешь, что ху­дож­ник вы­ра­жа­ет в ней что-то зна­чи­тель­ное, важ­ное для по­ни­ма­ния жиз­ни, глу­бо­кое по со­дер­жа­нию. Эта зна­чи­тель­ность вы­ра­жа­ет­ся сияющим, лучистым, солнечно-золотистым цветом, а также значительностью выражения лиц и жестов рук. У обоих взгляды обращены в себя, сосредоточены на чём-то очень важном. Женщина явно слышит в себе биение новой жизни, а лицо мужчины светится тихой, спокойной радостью. Левую руку он нежно положил на плечо любимой, а правой бережно прикасается к её сердцу Женщина жестом левой руки как бы подтверждает правильность прикосновения, а другой рукой она легонько поддерживает живот.

По выражению лиц, по жестам рук видно, что любящая пара услышала биение новой жизни под сердцем будущей матери. У древних евреев рождение ребёнка считалось благословением Божьим, бесплодие считалось карой Господней. Поэтому ясно, откуда эта светлая радость на лицах. Художник выразил всё это с такой любовью, что мы понимаем: для него самого ожидание и появление ребёнка — это огромная радость, одно из условий человеческого счастья.



Позади женщины виднеется цветочный кустик. Этот кустик цветёт, готовится дать новый плод. И у счастливой пары скоро появится плод, родится ребенок — «цветок жизни».

Так малыми художественными средствами художник сумел выразить свои заветные думы о жизни и о семье.

Рассмотрим несколько композиций русских художников ХIХ-ХХ веков.

Очень интересна композиция одной из великих русских картин — «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова. Гибель античного города Помпеи Брюллов воспринимал как эпохальное символическое событие, ознаменовавшее смену эпох в истории европейских народов: гибель великой античной цивилизации и утверждение новой христианской, которая в корне изменила весь уклад жизни, обычаи европейских народов. Эта мысль о смене эпох прежде всего выражена в композиции.

BrullovPompei.jpg

Извергающийся за городом вулкан обрушил на потрясённый город огромные чёрные тучи пепла, закрывшие всё небо, и град камней. Извержение сопровождается ещё и землетрясением, мы видим, как рушатся дома, падают статуи. Бедствие застигло людей внезапно, поэтому возникла страшная сумятица. Перед лицом смерти все оказались в равном положении, в такие минуты личина спадает с человека и он ведёт себя в соответствии со своей сущностью. В беду всякий спасает самое для него дорогое, и это высвечивает, кто есть кто. В центре картины на переднем плане на мостовой лежит погибшая очень красивая женщина, разделяя всех действующих лиц на две группы, а рядом с ней испуганный младенец. Эта женщина олицетворяет прекрасный, но уходящий в прошлое античный мир, а её младенец — рождение нового христианского мира. Это противопоставление закреплено образами языческого и христианского священнослужителей. Языческий жрец перепуган и в полном смятении, тогда как христианин твёрд и спокоен, и его спокойствие передаётся группе женщин возле него, которые надеются на милость Божью.

Справа на картине на переднем плане художник разместил группу героев, совершающих благородные поступки. Двое юношей бережно несут старика-отца, подвергая себя большому риску. Рядом Плиний Младший с матерью. Этот учёный был свидетелем бедствия и оставил подробное описание гибели Помпеи. Он пытается поднять и увести из города свою упавшую старую мать. Она рукой отстраняет его от себя, как бы говоря, что она уже свою жизнь прожила, многое в ней видела, что умирать ей пора и не страшно, а он молод, вся жизнь его впереди, поэтому ему надо спасаться самому. Следующая пара — молодой человек, несущий потерявшую сознание невесту.

Художнику дороги люди, способные жертвовать собою ради спасения других. Поэтому он поместил их на переднем плане и крупно. Доблесть должна быть видна. Зато скрягу, собирающего какие-то ценности, художник так упрятал в толпе, что его не сразу увидишь.

В толпе мятущихся жителей художник с ящиком кистей и красок над головой. Он спокоен, не поддаётся общей панике, выполняет свой долг. Он смотрит на происходящее, запоминая картину разрушения и наблюдая за людьми. В этом образе выразились мысли К. П. Брюллова о назначении деятельности художника. Тем более, что изображён не античный художник, а сам К.П. Брюллов. Это его автопортрет. По мнению К.П. Брюллова, всякий художник является свидетелем и летописцем своей эпохи, а сокровенный смысл его деятельности — поддерживать в людях благородные порывы.

Aivazovsky.jpg

Так же благородна по мысли картина Айвазовского «Девятый вал». На ней мы видим противостояние могучей водной стихии и человека. Для выражения своей мысли художник выбрал страшный момент кораблекрушения в разбушевавшемся океане. От погибшего корабля осталась одна только мачта, на которой спасается небольшая группа людей. Под ними бездонная глубь, а вокруг них грозные волны. И надвигается самый грозный девятый вал, готовый поглотить всех и особенно того, кто ещё не достиг спасительной мачты. Люди на мачте помогают друг другу. Один из них поднял вверх кусок красной ткани вместо флага, сигнализируя о том, где спасение. Художник прославляет взаимовыручку, взаимопомощь как верное средство выстоять в любых трудностях. У зрителя появляется вера, что спасение недалеко. И залогом этого служит пробивающийся сквозь водный мрак луч солнца, от которого на воде появилась дорожка. Смысл этой картины усиливается тем, что бушующее море — символ житейских невзгод, а мачта напоминает крест — символ веры.

В первой половине XIX века в русском искусстве тема моря была популярна и ассоциировалась с бурными событиями, происходившими в Европе и осложнявшими жизнь человека. Очень ярко это отражено в стихотворении Языкова:

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный
Парус мой направил я, —
Полетит на скользки волны
Быстрокрылая ладья!

Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней,
Будет буря, — мы поспорим
И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет,
Закипит громада вод,
Выше вал сердитый встанет,
Глубже бездна упадёт!

Там, за далью непогоды,
Есть блаженная страна;
Не темнеют неба своды,
Не проходит тишина.

Но туда выносят волны
Только смелого душой!..
Смело, братья, бурей полный
Прям и крепок парус мой!


Kukryniksy.jpg

По­смот­рим, как свою па­три­о­ти­чес­кую идею во­пло­ща­ют в композиции кар­ти­ны «Великий Новгород» ху­дож­ни­ки Кукрыниксы.

Пе­ред на­ми раз­ру­шен­ный нем­ца­ми Новгород. Не­бо чёр­ное от ды­ма и ко­по­ти, сле­ва за­ре­во по­жа­ра, по­лу­раз­ру­шен­ное зда­ние с зи­я­ю­щи­ми глаз­ни­ца­ми вы­би­тых окон, из окон вто­ро­го эта­жа ва­лит дым, и окон­ные про­ё­мы оза­ре­ны от­блес­ка­ми пла­ме­ни. Яс­но, что внут­ри до­ма по­жар. Во­круг не­го су­е­тят­ся фа­шис­ты с ка­нист­рой и фа­ке­ла­ми. Нас­то­ро­жен­ные, то­роп­ли­вые по­зы де­ла­ют их по­хо­жи­ми на крыс. На за­сне­жен­ной со­бор­ной пло­ща­ди ва­ля­ют­ся фи­гу­ры ра­зоб­ран­но­го па­мят­ни­ка Микешина «Тысячелетие России», ко­то­рый нем­цы на­ме­ре­ва­лись увез­ти в Гер­ма­нию, же­лая этим по­ка­зать все­му ми­ру что с ты­ся­че­лет­ней Россией на­всег­да по­кон­че­но. Сре­ди все­об­ще­го ра­зо­ре­ния и мра­ка гор­до вы­сит­ся Софийский собор, воз­но­сясь ку­по­ла­ми в са­мое не­бо. Он один не раз­ру­шен, по­вреж­дён только шлемовидный купол и немного отбита штукатурка стены, обнажив красную кирпичную кладку. От этого кажется, что у собора кровоточащая рана. Яркий луч света, разорвав тьму, осветил собор и небольшую часть площади перед ним. Все окружающие его предметы выглядят ничтожно мелкими.

Почему Кукрыниксы главным героем своей картины сделали именно Софийский собор? Да потому, что он являлся средоточием духовной жизни Новгородской республики. Перед этим собором происходило народное вече, решавшее судьбы государства. Здесь князья присягали народу на верность. Отсюда воинство получало благословение на защиту отечества. В нём хранилась казна древнего Новгорода и богатейшая библиотека. Здесь создавались летописные своды. Поэтому Софийский собор являлся символом государства. Он же и храм веры, всегда объединявшей и вдохновлявшей наш народ.

И то, что этот собор неколебимо стоит среди всеобщего разрушения, освещённый ярким солнечным светом, как светом веры и надежды, указывает зрителю на непобедимость России, на обречённость фашистов.


Benoit.jpg

Ещё нагляднее роль композиции в раскрытии идейного замысла можно видеть на картинах, написанных разными художниками на один и тот же сюжет.

Возьмём изображение Мадонны с младенцем у Рафаэля и Леонардо да Винчи.

На картине Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» изображена совсем юная счастливая мать, играющая с младенцем. Основной смысл картины — счастье материнства, радость быть матерью. Юная Дева Мария, вместо игрушки, держит перед младенцем Христом цветок, который со своими белыми крестообразными лепестками символизирует крестные муки Спасителя, Его будущую казнь. Но ни божественный младенец, ни его мать ещё не знают о предстоящей трагедии, Дева Мария счастлива своим материнством. Интересно, что и в другую её руку Леонардо вложил чертополох, являющийся символом Страстей Господних.

Konestabile.jpg

Дру­гие мыс­ли вы­ра­же­ны в кар­ти­не Рафаэля «Мадонна Конестабиле». Кар­ти­на про­ни­за­на на­стро­е­ни­ем об­нов­ле­ния, по­всю­ду при­зна­ки рож­де­ния но­вой жиз­ни. Мы ви­дим юную мать с мла­ден­цем на ру­ках. По­за­ди них ве­сен­няя при­ро­да: неж­ная, ед­ва по­я­вив­ша­я­ся зе­лень, мо­ло­дые зе­ле­не­ю­щие де­рев­ца. По­за­ди мла­ден­ца озе­ро, по ко­то­ро­му плы­вёт лод­ка с ры­ба­ка­ми. Лов­ля ры­бы сим­во­ли­зи­ру­ет об­ра­ще­ние в но­вую ве­ру (Христос и его уче­ни­ки — «лов­цы че­ло­ве­ков»). Го­лу­бые го­ры на го­ри­зон­те сим­во­ли­зи­ру­ют стрем­ле­ние ду­ши ввысь, к Богу. Мо­ло­дые де­рев­ца яв­ля­ют­ся сим­во­ла­ми рос­та, со­зи­да­тель­ной энер­гии и бес­смер­тия. Младенец Христос смот­рит в Ветхий Завет, где мно­жест­во пред­ска­за­ний о Его яв­ле­нии ми­ру.

Ху­дож­ник вы­ра­зил мысль о том, что рож­де­ние Христа и по­яв­ле­ние христианства яви­лось об­нов­ле­ни­ем ми­ра, да­ло че­ло­ве­чест­ву но­вое ми­ро­о­щу­ще­ние, но­вое от­но­ше­ние лю­дей друг к другу.

Giorgione.jpg

Ярким примером значения композиции в раскрытии идейного замысла являются картины Джорджоне, Лукаса Кранаха, Иоганна Лисса, Боттичелли, изображающие Юдифь с головой Олоферна. Сюжетом для художников служила «Книга Иудифи» Ветхого Завета.

Для Джорджоне Юдифь — героиня, и художник прославляет её подвиг. Поэтому выбран вертикальный формат картины, Юдифь изображена в полный рост, с мечом в правой руке. Глаза её опущены вниз, она едва придерживает опущенный книзу меч. И выражение лица Юдифи, и лёгкое прикосновение её руки к мечу указывают, что ей чужды жестокость и вероломство, что её поступок вызван был не свойством натуры, а патриотическим порывом души. Позади дерево — символ вечности, знак бессмертия её подвига, и красивый, мирный пейзаж. Голова Олоферна в ногах Юдифи не сразу заметна для зрителя, на ней художник не акцентирует внимание, она нужна только как атрибут Юдифи.

BotticelliIu.jpg Славит подвиг Юдифи, предотвратившей гибель родного города Ветилуи и сохранившей мир своему народу, и Боттичелли. Он изобразил победное возвращение Юдифи. Идущая следом служанка несёт в корзине отрубленную голову Олоферна. На руке у служанки висят пустые сосуды, в которых Юдифь приносила Олоферну масло и вино, выпитое позже на пиру у Олоферна. У Боттичелли в основном те же, что и у Джорджоне, знаковые элементы композиции: вертикальный формат изображения, фигуры в полный рост, ствол дерева возле Юдифи. В правой руке её меч, в левой она держит оливковую ветвь — символ мира. На заднем плане картины мы видим, что ворота осаждённого города открыты и соотечественники Юдифи преследуют отступающее войско Олоферна. Согласно библейскому тексту, Юдифь была богобоязненной вдовой, Олоферн же был безобразно пьян, когда позволил отрубить себе голову. Смысл картины таков: добродетель, вдохновленная верой, побеждает порок и приносит мир народам.
Kranah.jpg А теперь посмотрим на «Юдифь с головой Олоферна» Лукаса Кранаха Старшего, хранящуюся в Нью-Йоркском музее Метрополитен. Она изображена по пояс на тёмном фоне. Художник тщательно выписывает её дорогой, пышный наряд. Меч победно и крепко поднят вверх, будто она готова для новых подвигов. На торжествующем лице едва заметная лёгкая усмешка. Левую руку она положила на голову Олоферна. В её взгляде ни тени смущения, а только полная самоуверенность и самолюбование. Голова Олоферна на этой картине не только атрибут Юдифи, в ней заметно выражение боли и беспомощности. И картина приобретает совсем другой смысл, в ней читается ироническая мораль: как легко мужчина может «потерять голову», попадая в сети красоток. Немецкие художники ХV века любили морализирование подобного рода. В частности, у того же Лукаса Кранаха Старшего есть и другие картины, на которых снижается до комичного образ могучего, прославленного мужчины, попавшего в руки обольстительной женщины: «Самсон и Далила» (Аугсбург, Музей Максимилиана), «Геркулес у Омфалы» из Музея замка в Готе.
Liss2.jpg Иоганн Лисс, немецкий художник XVII века, много лет живший и работавший в Италии, в оценке поступка Юдифи следует традиции, начатой Лукасом Кранахом. Стоит лишь взглянуть на его картину «Юдифь и Олоферн», чтобы убедиться, что в ней нет и намёка на изображение подвига: она сидит на ложе спиной к зрителям в одной нижней рубашке и, резко повернув к ним слегка наклонённую голову, смотрит на них почти весело и игриво. Огромное могучее и уже обезглавленное тело Олоферна распростёрто на том же самом ложе возле Юдифи. В этой сцене нет ничего возвышающего и героического.
RmbrDanaya.jpg

Срав­ним ещё две ком­по­зи­ции на один и тот же сю­жет: «Данаю» Рембрандта и «Данаю» Тициана из Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Го­су­дар­ствен­но­го Эрмитажа. Даная бы­ла до­черью ца­ря Акрисия. Ему бы­ло пред­ска­за­но, что он по­гиб­нет от ру­ки вну­ка. Что­бы из­бе­жать этой учас­ти, Акрисий за­пер Данаю в баш­ню и при­ста­вил к ней для над­зо­ра слу­жан­ку-кор­ми­ли­цу, но влюб­лён­ный в Данаю Зевс про­ник в эту тем­ни­цу в ви­де зо­ло­то­го дож­дя, и Даная ро­ди­ла пос­ле это­го ве­ли­ко­го ге­роя Персея. Этот сю­жет был по­пу­ля­рен, его раз­ра­ба­ты­ва­ли ху­дож­ни­ки раз­ных стран и раз­ных эпох, но са­мые зна­ме­ни­тые кар­ти­ны на этот сю­жет при­над­ле­жат Рембрандту и Тициану.

Даная Рембрандта изображена в тот момент, когда яркий свет внезапно проник в башню, в её покои. Она откинула одеяло, приподнялась на ложе и правой рукой защищается от ослепительно-яркого света. Её лицо выражает и удивление, и радость. Так же поражена чудом и её служанка. Рембрандт, отходя от легенды, изображает Зевса, проникающего в спальню не в виде золотого дождя, а в виде потока солнечного света, и этот свет заливает и ложе Данаи, и краешек стола с красной тяжёлой скатертью, и амурчика над головой Данаи. Нежно светится её тело, озарённое этим светом. Для Рембрандта любовь — это тот свет, который озаряет человека, вдохновляет, пробуждает в человеке всё лучшее, и потому в его картине любовь воспринимается как свет, радость и счастье.

TizianDan.jpg

Сов­сем по-дру­го­му этот же сю­жет ис­тол­ко­вал Тициан. У не­го Зевс про­ни­ка­ет к Данае в ви­де зо­ло­тых мо­нет, ко­то­рые алч­но со­би­ра­ет се­бе в по­дол ста­рая слу­жан­ка, вы­пол­ня­ю­щая здесь роль свод­ни. Мы ви­дим и са­мо­го Зевса в ви­де ста­ри­ка, из обла­ка смо­тря­ще­го на Данаю. Тициан изо­бра­зил не тре­пет­ную ра­дость, со­пут­ству­ю­щую люб­ви, а секс. У его Данаи за­ка­ти­лись бес­смыс­лен­но гла­за, по­лу­от­крыт рот, ру­ка без­воль­но сви­са­ет с по­душ­ки, она вся рас­слаб­ле­на, в сос­то­я­нии по­ло­во­го экс­та­за. Кар­ти­на Тициана рас­ска­зы­ва­ет нам о по­роч­ном все­си­лии де­нег, ко­то­рые и лю­бовь пре­вра­ща­ют в торг.

Закончим сравнение произведений на одинаковую тему скульптурой. Библейского Давида изображали многие скульпторы. Мы сравним работы Верроккьо и Микеланджело.

VerDavid.jpg Верроккьо изобразил Давида после битвы, с головой поверженного Голиафа у ног. Давид представлен мальчиком-подростком с ещё неразвитой мускулатурой тела. Глядя на голову Голиафа, мы представляем себе, насколько крупнее, мощнее, сильнее был этот филистимлянский воин. В скульптуре явно противопоставлены грубая физическая мощь и духовная сила, порождённая благородной целью защитить свой народ и отечество. Эта скульптура выражает превосходство начала духовного над физическим.
David.jpg В скульптуре Микеланджело изображён момент, предшествующий поединку Давида с Голиафом. Давид Микеланджело — это могучий герой, патриот, приготовившийся к битве с врагом, и цель скульптуры Микеланджело — укрепить у граждан патриотические настроения. Поэтому скульптор показал могучего героя-гиганта, зная, что эта скульптура предназначена украшать одну из площадей Флоренции, вызывать и укреплять в душах горожан мужество, гордость, бесстрашие. Убрав из своей композиции голову Голиафа, Микеланджело создал памятник герою и патриоту.

Сопоставление разных художественных произведений на один и тот же сюжет, но имеющих разную идейную направленность, лучше всего показывает сущность композиции: её назначение выражать мысли художника.

Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (начало)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (продолжение)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (окончание)


Tags: В.Л. Смирнов, живопись, искусство, культура
Subscribe

promo fluffyduck2 november 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments