fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Categories:

В.Л. Смирнов. "Противопоставление образов. Антитеза" (начало)

Введение
Глава I. Деятели искусства о назначении своего творчества
Глава II. Соответствие формы художественного произведения его содержанию. О роли деталей
Глава III. О символах.
Глава IV. Аллегория (начало)
Глава IV. Аллегория (окончание)
Глава V. Гипербола

Все художники (писатели, поэты, композиторы, живописцы) широко пользуются в своём творчестве противопоставлением художественных образов. В литературоведении такое противопоставление называют антитезой, но этот термин можно использовать и применительно к живописи.

Романтики в начале XIX века любили противопоставлять гордую, сильную, незаурядную личность, возвышающуюся своими душевными качествами над окружающим обществом, этому самому обществу с его пошлыми и низменными интересами. При этом романтический герой обычно изображался одиноким, во всех и во всём разочарованным, потому что никто не мог понять и по достоинству оценить благородство и высокость его души. Таким, например, Байрон изображает Чайльд Гарольда в одноимённой поэме.

В этом противопоставлении незаурядной личности пошлому обществу выразилось отрицание действительности, свойственное деятелям искусства эпохи романтизма.



В жи­во­пи­си при­ме­ром та­ко­го про­ти­во­по­став­ле­ния лич­нос­ти и об­щест­ва яв­ля­ет­ся кар­ти­наБрюллова «Порт­рет Ю.П. Самойловой, уда­ля­ющей­ся с ба­ла с вос­пи­тан­ни­цей Амацилией Пачини».

Са­мой­ло­ва изо­бра­же­на на пе­ред­нем пла­не, в пол­ный рост. Она ухо­дит с ба­ла-мас­ка­ра­да, сняв маску. Бал-мас­ка­рад сим­во­ли­зи­ру­ет мас­ка­рад жиз­ни выс­ше­го све­та, где нет ис­крен­нос­ти, ес­тест­вен­нос­ти, прос­то­ты и каж­дый на­де­ва­ет на се­бя мас­ку-ли­чи­ну. Са­мой­ло­вой, от­ли­чав­шей­ся ис­крен­ностью и не­за­ви­си­мостью, чуж­до вся­кое при­твор­ство, и мас­ка, сим­вол ли­це­ме­рия, — мас­ка, ко­то­рую Са­мой­ло­ва сня­ла с ли­ца и дер­жит в ру­ке, как раз объяс­ня­ет, по­че­му эта кра­си­вая, ве­ли­чест­вен­ная жен­щи­на ухо­дит с мас­ка­ра­да и уво­дит свою вос­пи­тан­ни­цу. Брюл­лов вос­хи­ща­ет­ся этой жен­щи­ной, и по­это­му лю­бов­но вы­пи­са­ны её ли­цо, каж­дая де­таль её рос­кош­ной одеж­ды. Де­воч­ка до­вер­чи­во при­жа­лась к ней, что так­же ха­рак­те­ри­зу­ет Са­мой­ло­ву как че­ло­ве­ка щед­ро­го, доб­ро­го, спо­соб­но­го выз­вать вза­им­ную лю­бовь и при­вя­зан­ность.

Свет­ское об­щест­во изо­бра­же­но на вто­ром пла­не, мел­ко. Выс­ший свет, где все ско­ва­ны пра­ви­ла­ми при­ли­чия, ме­ша­ет яр­ко вы­ра­жать ин­ди­ви­ду­аль­ность, усред­ня­ет, обез­ли­чи­ва­ет че­ло­ве­ка, по­это­му изо­бра­жён эс­киз­но, без про­ри­сов­ки де­та­лей. В этой ка­жу­щей­ся, а на са­мом де­ле соз­на­тель­ной не­за­вер­шён­нос­ти кар­ти­ны вы­ра­зи­лось осуж­де­ние Брюл­ло­вым выс­ше­го све­та.

Вто­рое наз­ва­ние этой кар­ти­ны — «Мас­ка­рад». Ин­те­рес­но, что дра­му с та­ким же наз­ва­ни­ем соз­да­вал в это же вре­мя (кар­ти­на Брюл­лова на­пи­са­на око­ло 1839 г.) и М.Ю. Лер­мон­тов. В ней то­же про­ти­во­пос­тав­ле­ны силь­ная, гор­дая лич­ность и выс­ший свет. Но ещё бо­лее крат­ко и ём­ко осуж­де­ние выс­ше­го све­та вы­ра­же­но по­э­том в сти­хо­тво­ре­нии, на­пи­сан­ном 1 ян­ва­ря 1840 года. Лер­мон­тов с не­го­до­ва­ни­ем го­во­рит об общест­ве, в ко­то­ром

При шуме музыки и пляски,
При диком шёпоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски

Как удивительно это описание похоже на изображение высшего света Брюлловым! Такое совпадение оценки высшего света художником и поэтом не случайно: оно отражает недовольство лучших людей России образом жизни и нравственным состоянием общества того времени.

В художественной литературе нередко встречается противопоставление разных исторических эпох из жизни того или иного народа. Художники прошлое противопоставляли современности обычно в упрёк современной жизни.

Так в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» старый воин, участник Бородинской битвы, рассказывая молодому собеседнику об этом великом сражении, дважды, начиная и заканчивая свой рассказ, упрекнул молодое поколение:

Да, были люди в наше время.
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!


Прош­лое и нас­то­я­щее, ста­рое и но­вое про­ти­во­пос­тав­ле­ны в ро­ма­не И.С. Тур­ге­не­ва «От­цы и де­ти», в по­вес­ти Л.Н. Толс­то­го «Два гу­са­ра». В жи­во­пи­си то­же не­ред­ко ком­по­зи­ция про­из­ве­де­ния стро­ит­ся на столк­но­ве­нии и про­ти­во­пос­тав­ле­нии двух эпох: од­ной — ухо­дя­щей в прош­лое; дру­гой — рож­да­ю­щей­ся ей на сме­ну.

Об­ра­тим­ся к кар­ти­не ан­глий­ско­го ху­дож­ни­ка XIX в. Тёрнера «Пос­лед­ний путь фре­га­та "Сме­лый"». Кра­си­вый воен­ный па­рус­ник, участ­ник Тра­фаль­гар­ской бит­вы, где анг­ли­ча­не одер­жа­ли слав­ную по­бе­ду, транс­пор­ти­ру­ет­ся к мес­ту его сло­ма и унич­то­же­ния страш­ным тём­ным па­ро­хо­дом, из­вер­га­ю­щим столб ог­ня и чёр­но­го ды­ма. Про­ис­хо­дит это на за­ка­те дня, что сим­во­ли­зи­ру­ет ко­нец ста­рой ро­ман­ти­чес­кой эпо­хи. Са­дя­ще­е­ся солн­це оза­ря­ет сце­ну зло­ве­щим крас­ным за­ре­вом.

Всем строем картины, каждой её деталью художник выражает своё отрицательное отношение к меркантильному буржуазному миру с его техническим прогрессом, враждебным всему романтическому и героическому.


Яр­ким при­ме­ром про­ти­во­пос­тав­ле­ния раз­ных эпох яв­ля­ет­ся кар­ти­на Ярошенко«Ста­рое и мо­ло­дое», на ко­то­рой изо­бра­жён ти­пич­ный для 80-х го­дов XIX ве­ка спор мо­ло­до­го че­ло­ве­ка (ве­ро­ят­но, сту­ден­та) с по­жи­лым хо­зя­и­ном до­ма. Сов­ре­мен­ни­ки ху­дож­ни­ка счи­та­ли, что это спор от­ца с сы­ном.

Мо­ло­дой че­ло­век, су­дя по со­дер­жа­нию идей­ной борь­бы в Рос­сии то­го вре­ме­ни, пыл­ко, убеж­дён­но и вдох­но­вен­но про­по­ве­ду­ет о сво­бо­де, ра­вен­стве, брат­стве, о про­грес­се и счаст­ли­вом бу­ду­щем че­ло­ве­чес­тва, и, взмет­нув ру­ку впе­рёд и квер­ху и сам весь по­дав­шись впе­рёд всем те­лом, он как буд­то го­тов всем су­щест­вом сво­им тот­час и уст­ре­мить­ся в это свет­лое бу­ду­щее. Он зо­вёт и дру­гих отка­зать­ся от спо­кой­ной бес­печ­ной жиз­ни как от чего-то без­нрав­ствен­но­го и не­дос­той­но­го и по­свя­тить се­бя слу­же­нию про­грес­су и че­ло­ве­чест­ву. По­доб­ные ге­рои и ре­чи наш­ли ши­ро­кое от­ра­же­ние в на­шей ли­те­ра­ту­ре от Бе­лин­ско­го и Гер­це­на вплоть до Че­хо­ва и Горь­ко­го.

Старик слушает зажигательную речь спокойно и готовится возразить, судя по жесту его руки. В стороне от спорящих, в глубине комнаты, старушка раскладывает пасьянс. Её равнодушие к спору и её занятие указывает, что подобные споры происходят в доме так часто, что до смерти надоели ей.

В России XIX века отношение деятелей искусства к революционерам было двойственным. В революционерах нравилось стремление служить народу, искренняя вера в свои идеи, самоотверженность. Но в то же время они отталкивали своим нигилизмом, желанием разрушить все традиционные ценности. Такое двойственное отношение автора к происходящему отразилось и в данной картине. Молодой человек выглядит несколько театрально, как бы рисуясь перед девушкой, которая подогревает его пламенное красноречие. Но, несмотря на это, девушка серьезно, доверчиво и с сочувствием слушает его речь. А в русском искусстве XIX века интеллигентная, развитая, духовно живущая девушка обычно является символом устремлений России (например, в романах «Обрыв» Гончарова, «Дворянское гнездо» Тургенева). Ярошенко видел, что Россия, русское общество симпатизирует революционерам. И мы знаем теперь, что Россия доверилась революционерам, и даже в XXI веке продолжаем пожинать горькие плоды этой ошибки.



Тра­ги­чес­кое столк­но­ве­ние не­у­мо­ли­мо нас­ту­па­ю­щей но­вой эпо­хи с от­жив­шей свой век ста­рой эпо­хой изо­бра­же­но на кар­ти­не Н.Н. Ге «Пётр I до­пра­ши­ва­ет ца­ре­ви­ча Алек­сея Пет­ро­ви­ча в Пе­тер­го­фе». Са­ма те­ма этой кар­ти­ны, сам ис­то­ри­чес­кий эпи­зод, изо­бра­жён­ный на ней, обус­ло­ви­ли ис­поль­зо­ва­ние ан­ти­те­зы в ком­по­зи­ции это­го про­слав­лен­но­го про­из­ве­де­ния.

Пётр I в кресле возле стола, на краю которого бумаги, уличающие царевича в измене. Голова Петра I повёрнута к сыну-изменнику, а сам он сидит почти спиной к сыну, почти отвернувшись от него в неудержимом гневе и презрении. И в то же время на суровом лице царя, во взгляде его видно не только презрение и гнев, но и горькое недоумение, разочарование и, кажется же жалость к сыну, который стоит перед ним, потупив голову всем своим видом выражая упрямство, едва скрываемое под внешней покорностью, и какой-то вялый, безжизненный протест против отца. Характеристика царевича Алексея, данная художником, отражает черты отживающего прошлого — инертного и пассивного. И, напротив, здоровье, энергия, переданная в сжатой, пружинистой позе Петра I, его взгляде, соответствуют духу перемен, духу нового времени.

Картина создавалась в эпоху реформ 1860-х годов, проводимых Александром II, и выражает сочувственное отношение художника к этим реформам. Однако Н. Н. Ге вместе с сочувствием делу Петра I, а значит и реформам Александра II, выразил и трагизм, неизбежно присущий любой переломной эпохе и вызывающий сомнение в благодетельном исходе происходящих перемен. Ведь непримиримыми врагами оказались не чужие друг другу люди, а отец и сын. Нововведения болезненно разорвали святые семейные узы, и жестокость отца невольно настораживает зрителя и к его делу. Сам художник так вспоминал о своей работе над этой картиной: «Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал»31.

Среди различных видов противопоставления образов самым главным и частым является противопоставление характеров, убеждений, взглядов. Так в романе «Отцы и дети» противопоставлены убеждения и образ жизни Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир», который, начиная с названия, весь пронизан противопоставлениями, противопоставлены, например, Наполеон и Кутузов.

Этот вид противопоставления образов является главным в живописи.

Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (окончание)
Глава VII. Ритм

Глава VIII. Композиция (начало)
Глава VIII. Композиция (окончание)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (начало)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (продолжение)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (окончание)


Примечания
31 Н.Ю. Зограф. "Николай Ге". "Изобразительное искусство", М. 1974. Стр. 28


Tags: В.Л. Смирнов, живопись, искусство, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo fluffyduck2 november 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments