fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Categories:

В.Л. Смирнов. "Аллегория" (окончание)

Введение
Глава I. Деятели искусства о назначении своего творчества
Глава II. Соответствие формы художественного произведения его содержанию. О роли деталей
Глава III. О символах.
Глава IV. Аллегория (начало)

Bellini.jpg
     В картине Джованни Беллини «Священная аллегория» выражено католическое учение о сущности христианской церкви22.

На переднем плане картины изображена площадка, обнесённая оградой. Это символ священного места, духовного центра, это именно то, чем является церковь. Ворота ограды открыты внутрь. Открытые ворота означают переход в иное состояние, переход из одного мира в другой. Это прямое указание на слова Христа: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9). Дева Мария изображена восседающей на троне под балдахином и без Младенца Христа. А такое её изображение символизирует Церковь, господствующую «над человеческим родом во всей своей неисчерпаемой мудрости»23. В центре площадки изображена яблоня, с которой младенцы стряхивают и собирают яблоки. Яблоки, изображённые рядом с Богоматерью, означают спасение. Обнажённые младенцы символизируют человеческие души, которые церковь спасает от греха.

Святые, находящиеся внутри ограды, символизируют те духовные качества, которыми обладает церковь и благодаря которым оказывает благотворное влияние на паству, укрепляя в ней веру. Святая Екатерина Александрийская в короне — персонификация мудрости. Она иногда изображалась с Екатериной Сиенской, которая в этом случае олицетворяла святость24. Возможно, что в белой одежде и чёрной накидке изображена именно Екатерина Сиенская. Святой Иов — символ веры, надежды на Спасителя, святой Себастьян — воплощение стойкости в вере. Оба святые представлены нагими, что означает отказ от земных благ ради служения Богу.

По другую сторону ограды видим апостола Петра и апостола Павла, вооружённого мечом и со свитком в руке. Апостол Пётр, первый римский папа, и Павел, автор 14 посланий в Новом завете, — главные защитники и хранители христианской веры. За пределами ограды изображён противник истинной христианской веры — мусульманин в чалме, в сторону которого направлен меч апостола Павла.

К тому же, когда эти апостолы изображаются вместе, «они символизируют иудейский и языческий элементы Церкви»25 — истоки христианства. «Пётр символизирует изначальный иудейский элемент, Павел — языческий»26. На дальнем плане, за озером, на фоне домов изображены сцены из Ветхого Завета. Справа на скале мы видим крест — символ христианской веры, а под скалой — кентавра, символизирующего язычество и ересь. Это напоминает о времени раннего христианства. Словом, на другом берегу озера символически изображены истоки и история возникновения христианства.

Вся картина проникнута настроением созерцания, умиротворения, которое создаётся не только спокойствием всех действующих лиц, но и зеркальной водной гладью, символизирующей самосозерцание, размышление и откровение, а это то, что также укрепляет людей в вере.

Использование аллегории позволило Беллини совместить размышления о церкви с изображением политической жизни Венеции XV века. Политический подтекст «Священной аллегории» подробно изложен в статье И. А. Смирновой «"Священная аллегория" Джованни Беллини»27.

Botticelli.jpg

Обратимся к картине Боттичелли «Паллада и кентавр». Общее настроение, вызываемое картиной — созерцательно-меланхолическое. Созерцательное настроение создаёт спокойный, мирный пейзаж. Но персонажи картины: и Паллада, и кентавр — производят впечатление печали; жесты их вялы и медлительны; лица их печальны, особенно у кентавра, который является символом низменной, животной природы, грубой силы, мести. По учению гуманистов, Паллада — символ созерцательного образа жизни и мудрости28. Мудрость же проявляется прежде всего в одолении страстей, самосовершенствовании. Но победа над кентавром (победа над страстями) вызывает у Паллады печаль, а не удовлетворение от того, что она одержала верх. Справа от Паллады позади неё видна ограда, которая отделяет первый план картины от второго. Одно из символических значений отгороженного места — внутренняя жизнь разума. Боттичелли изображает внутреннюю борьбу человека со своими низменными страстями. Эта борьба всегда трудна и болезненна, она бесконечна, так как страсти являются неотъемлемым свойством человека. Овладевая своими страстями, человек не только глубоко познаёт свою греховную сущность, но и проникается знанием недостатков и слабостей других людей. Его взгляд на мир неизбежно становится печальным. Ведь недаром говорится: «Во многой мудрости много печали». Поэтому и печальна Паллада — богиня мудрости.

По одежде богини вьются оливковые ветви — символ мира и мудрости. В данном контексте они символизируют мир в человеческой душе, достигаемый победой над греховными стремлениями человека. В борьбе со страстями, в достижении внутреннего мира человеку помогает церковь. В этой картине символом церкви является корабль, плывущий по водной глади.

Написанная примерно в то же время знаменитая картина Боттичелли «Рождение Венеры», находившаяся на той же вилле Кастелло, что и «Паллада и кентавр», также отражает учение неоплатоников о душе: рождение Венеры — это рождение красоты в душе человека.

«Паллада и кентавр» кроме общефилософского имеет ещё один злободневный, политический подтекст. Картина предназначалась для Джованни Пьерфранческо Медичи, и на платье Паллады мы видим орнаменты из золотых колец с гранёным алмазом — эмблемой Медичи. Паллада изображена не воительницей в шлеме и с панцирем, а богиней мира и мудрости (Minerva-pacifica), увитой оливковыми ветвями. Оливковые ветви и копье — её атрибуты, они символизируют добродетель. Паллада изображена на фоне мирного, спокойного пейзажа. В руках у кентавра лук, за спиной колчан со стрелами; в данном случае кентавр символизирует распри, раздор. Распри — источник войн и разрушений, поэтому кентавр изображён на фоне то ли разрушающейся скалы, то ли разрушающегося сооружения.

Победа Паллады над кентавром — победа мира над распрями, силами разрушения. В контексте политической жизни Флоренции того времени картина прославляет мир, достигнутый благодаря мудрому правлению Медичи.

Скорее всего, в картине содержится напоминание о дипломатическом визите Лоренцо Медичи в Неаполь, благодаря которому распалась антифлорентийская коалиция во главе с папой и был достигнут мир29. В этом контексте корабль на картине является символом путешествия, напоминанием об успешной поездке Лоренцо Медичи в Неаполь, а залив — знаком Неаполя.

В этой картине Боттичелли умело использует многозначность символов.

Breigel.jpg

Час­то к ал­ле­го­рии при­бе­гал в сво­ём твор­чес­тве Пи­тер Брей­гель Стар­ший. Рас­смот­рим его кар­тину «Две обезь­я­ны на це­пи».

Кар­ти­на соз­да­ёт про­ти­во­ре­чи­вое на­стро­е­ние как без­ыс­ход­нос­ти, так и че­го-то свет­ло­го, об­на­дё­жи­ва­ю­ще­го.

На пе­ред­нем пла­не изо­бра­же­ны две обезь­яны, си­дя­щие на це­пи в пр­оё­ме низ­ко­го свод­ча­то­го ок­на. Обезь­яна — это сим­вол гре­ха, низ­мен­ных инс­тинк­тов, вле­че­ний: не­ве­рия, бес­стыд­ства, по­хо­ти, не­прис­той­нос­ти, тще­сла­вия, лег­ко­мыс­лия. О гре­хе лег­ко­мыс­лия и су­ет­нос­ти го­во­рит и сим­во­ли­ка скор­лу­пы оре­ха, рас­сы­пан­ной воз­ле обезь­ян. Пус­тая оре­хо­вая скор­лу­па — сим­вол нич­тож­но­го, «пус­то­го» че­ло­ве­ка. Не­ко­то­рые ис­кус­ство­ве­ды свя­зы­ва­ют изо­бра­же­ние оре­хо­вой скор­лу­пы на этой кар­ти­не с ни­дер­ланд­ской по­сло­ви­цей «из-за оре­ха по­пасть под суд», то есть быть на­ка­зан­ным за пу­стя­ки, по лег­ко­мыс­лию.

Брей­гель изо­бра­зил двух обезь­ян, а чис­ло два, по­сколь­ку оно сле­ду­ет за еди­ни­цей (сим­во­лом пер­во­на­ча­ла, соз­да­те­ля), сим­во­ли­зи­ру­ет грех, от­кло­не­ние от пер­во­на­чаль­но­го бла­га.

Посадить обезьяну на цепь означает преодолеть грех, справиться с низменными страстями. Этот символ использовался даже в геральдическом искусстве: обезьяна на цепи была знаком, что рыцарю необходимо победить волнения страстей, чтобы освободить свой разум.

За окном мы видим поэтичный символический пейзаж. На языке символов он рассказывает нам, чего достигает человеческая душа, освободившись от греха, то есть «посадив обезьян на цепь». Корабль символизирует церковь, которая защищает от искушений, помогает человеку безопасно плыть по житейскому морю страстей и достичь спасения. Птицы, парящие в вышине, — символ спасённых душ, олицетворение духовных стремлений, высоты духа. И, наконец, город — центр духовной жизни, символ достигнутого душевного порядка, духовной зрелости.

Пройти в этот идеальный духовный мир можно лишь «тесными вратами», обуздав низменные страсти. Недаром низкий, узкий окопный проём на картине по форме напоминает открытые ворота.

Таким образом, картина Брейгеля выражает христианское учение о спасении души путём преодоления греховных страстей.

Брейгель жил в эпоху Реформации, когда вопросы веры, христианского учения занимали умы его современников. И в этом картина была созвучна эпохе. Как многие аллегории, картина имела и политический подтекст, раскрытый Монбальё30.

В рассмотренных картинах Беллини, Боттичелли и Брейгеля хорошо просматриваются несколько содержательных слоев, разных уровней её восприятия. Наглядный, видимый слой изображает конкретную сцену и создаёт эмоциональное настроение. За ним, благодаря пониманию символов, раскрывается второй, общефилософский слой картины. И, наконец, открывается третий слой, злободневно-политический, современный художнику.

И каждый из указанных слоев служит раскрытию идеи картины.

Все эти три стороны содержания картины, воплощающие замысел художника, имеются во многих аллегорических произведениях. Для аллегории не обязательна реалистичность сюжета, реальная жизненная среда. Это давало широкие возможности для обобщений, иносказаний. Поэтому художники часто пользовались аллегорией, чтобы выразить вместе с вечными истинами и своё отношение к злободневным проблемам.

Глава V. Гипербола
Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (начало)
Глава VI. Противопоставление образов. Антитеза (окончание)
Глава VII. Ритм

Глава VIII. Композиция (начало)
Глава VIII. Композиция (окончание)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (начало)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (продолжение)
Глава IX. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (окончание)

Примечания
22 Смысл этой сложной для понимания аллегории давно вызывает споры. Привожу для сравнения другие интерпретации «Священной аллегории».
«К периоду между 1490 и 1500 годами относится также "Священная аллегория" из Галереи Уффици во Флоренции. Смысл и сюжетная канва этой композиции являются еще не решенной проблемой. В течение нескольких десятилетий специалисты придерживались трактовки, предложенной Людвигом в 1902 году, согласно которой картина иллюстрировала французскую аллегорическую поэму XIV века "Паломничество души" Гийома де Дегийвилля. Эта интерпретация была, однако, оспорена Расмо в 1946 году; вслед за ним свои гипотезы выдвинули и другие исследователи (Вердье, Браунфельс, Робертсон), каждая из которых имеет следствием различные датировки картины, колеблющиеся между времер1ем исполнения алтарного образа из Сан Джоббе и первыми годами XVI века. В соответствии с этими предположениями картина считалась: сценой "Святого Собеседования" (Расмо); сложным аллегорическим изображением дочерей Бога — Сострадания, Справедливости, Мира, Милосердия (Вердье); видением Рая (Браунфельс) и, наконец, размышлением о таинстве воплощения (Робертсон)».
Мариолина Оливари. «Джованни Беллини». Перевод с итальянского И.Е. Прусс. «СЛОВО/SLOVO». М.,1998. (ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА ИТАЛЬЯНСКОГО ИСКУССТВА). Стр. 42,44.
23 Джеймс Холл. «Словарь сюжетов и символов в искусстве». Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Серия «Академия». Стр. 187.
24 Джеймс Холл. «Словарь сюжетов и символов в искусстве». Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара. М: КРОН-ПРЕСС, 1996. Серия «Академия». Стр. 231.
25 Джеймс Холл. «Словарь сюжетов и символов в искусстве». Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Серия «Академия». Стр. 427.
26 Джеймс Холл. «Словарь сюжетов и символов в искусстве». Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Серия «Академия». Стр. 413.
27 «Грани творчества»: Сборник научных статей. М.: «Прогресс-Традиция», 2003. Стр. 114-128.
28 Привожу отрывок из сочинения философа-гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499) «Паллада, Юнона и Венера обозначают созерцательную жизнь, активную жизнь и жизнь, проводимую в наслаждениях», написанного 15 февраля 1490 г. и адресованного Лоренцо Медичи:
«Никто, обладая здравым рассудком, не усомнится в том, что существует три образа жизни — созерцательная, активная и заполненная наслаждениями. Поэтому люди для достижения счастья избирают три пути, т.е. мудрость, силу и наслаждение. Под именем мудрости мы разумеем изучение свободных искусств и проведение досуга в благочестивых размышлениях. Под названием силы, полагаем мы, понимается власть в гражданском и военном управлении, а также изобилие богатств, сияние славы и деятельная добродетель. И наконец, мы не сомневаемся, что в понятие наслаждение входят удовольствия пяти чувств, а также пренебрежение к трудам и заботам. Итак, первое поэты обозначали Минервой, второе — Юноной, третье — Венерой. Эти три богини оспаривали у Париса золотое яблоко, то есть пальму первенства. Парис же, обдумав про себя, какая из трех жизней вернее всего ведет к счастью, остановился, наконец, на наслаждении и презрел мудрость и силу. Неблагоразумно надеясь на счастье, он по заслугам попал в бедственное положение».
«Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)». Под редакцией Л.М. Брагиной. «Издательство Московского университета». М., 1985. Стр. 220. Перевод О.Ф. Кудрявцева.
29 Т. К. Кустодиева. «Сандро Боттичелли». «Аврора», Ленинград, 1971. Стр. 46.
30 Р.Х. Марейниссен при участии П.Рейфеларе, П. Ван Калстера, А.В.Ф.М. Мейи. «Брейгель». Перевод с французского — Т.М. Котельникова. Русская книжная компания «БИБЛИОН». «БИБЛИО ГЛОБУС», М, 2003. Стр. 203.


Tags: В.Л. Смирнов, живопись, искусство, культура
Subscribe

promo fluffyduck2 november 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments