Недавно меня поразили слова священника из Донецка. В телеинтервью он говорил том, что кровь льется, люди гибнут, но в храм не идут. Прихожан примерно столько же, сколько было и до вооруженного конфликта с Киевом.
Естественно возникает вопрос: почему? Почему люди во время смертельной опасности, годины бедствий и страхований не обращаются к Богу? По какой причине сегодня «не работает» старинная русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»? Ведь это совершенно логично: в минуты бедствий искать защиты у Единого всемогущего Бога. Так было всегда, даже до принятия христианства: в момент безысходности люди обращаются к Высшему Существу, способному помочь в ее преодолении.
В годы Великой Отечественной войны оставшиеся открытыми православные храмы были переполнены молящимися. В блокадном Ленинграде едва живые от голода люди спешили в церковь помолиться Богу. И это во время власти безбожников, когда гонения за веру имели статус государственной политики!
И вдруг сейчас, в казалось бы христианской стране, при полном отсутствии гонений на Православие, вместо усиленной молитвы за мир, за жизнь близких, прошений за усопших… пустота. И не только пустота, но и злоба. Озлобление на всех, кто послужил нарушению относительно комфортного бытия: ненависть к Порошенко – по его приказу стреляют; ненависть к России – зачем она «влезла» с Крымом?!; ненависть к ополченцам – вздумали ополчиться!; и к Европе, что не защитила, и т. д., и т. п. Но где же вера, где всенародное покаяние и устремление к Богу? Все это обреталось во времена Минина и Пожарского, когда послания священномученика Гермогена разбудили русскую душу и она восстала от духовного сна. Были исповедь и покаяние всего народа, всего ратного воинства перед смертельной схваткой с иноземными захватчиками.
Что же изменилось? С ужасом констатирую: изменился сам русский (украинский, белорусский) человек. Он уже не таков, как его предки. Он потерял свою Православную веру как стержень бытия и приобрел стремление к комфорту как смыслу своей жизни. Годы советского атеизма сделали свое дело: человек научился жить без Бога – плохо ли, хорошо ли, скорее всего, именно плохо, но – жить. Образовавшуюся духовную пустоту заполнили демоны комфорта. Вместо икон в каждом доме воцарился телевизор, компьютер. И русские люди, зачарованно смотря на танец змия голубого экрана, мечтают о царстве удобства и земного благоденствия, красивой жизни, участвуя в культе поклонения золотому тельцу. Извините, в таком мире нет места Богу; Богу, Который призывает жить во имя духовных идеалов, правды и любви, пренебрежительно относясь к благам и комфорту материального мира.
Намедни, все по тому же телевизору, мы наблюдали праздник в Донецке. Люди, уставшие жить в страхе, вышли на улицы. Но с чем? С гигантским знаменем Донецкой Республики, со словами в защиту памятника Ленину, с инициативой установки нового памятника советскому маршалу, освободившему город в годы Второй мировой войны, и с шариками, запущенными в небо. Вам это ничего не напоминает? Я буквально вижу недавнюю советскую действительность, с ее демонстрациями, портретами вождей, флажками и шарами. В то время мы переживали застой, в стране царил атеизм, но у людей были кусок хлеба и определенная социальная защищенность. Уж не о ней ли ностальгирует современный человек?
Видимо, за годы советской власти и в перестроечный период в трех-четырех поколениях настолько было размыто духовное ядро славянина, что и в случае глобальной опасности опереться нам просто не на что! Вылезают из подсознания советские стереотипы жизни, и именно в них видится спасение. Не действует уже старинная русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». И гром гремит, и молнии сверкают, и бомбы на голову падают… И все не крестится мужик: то памятник Ленину бежит защищать, то шарики в небо пускает…
Ситуация на Украине во многом отражает процессы, происходящие в современной России. В случае реальной опасности, боюсь, у нас будет то же самое. Так что же? Безысходность? Нет! Любит Господь Россию, и Матерь Божия простирает Свой Покров над нашей многострадальной Родиной. И доказательство тому – мы с вами. Мы, рожденные, как правило, в безбожных семьях, прошли атеистическую обработку в школе и ВУЗе. Но, вопреки всему, мы – веруем! Мы – идем за Христом! Разве это не чудо?
Всемогущий Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Он стучится в каждое сердце. Но чтобы услышать Бога, надо иметь живую, ищущую душу и добрый пример перед глазами. Таким примером должны стать верующие люди. Из всякого православного сердца обязана изливаться горячая и сильная молитва за народ и Отечество. Но нам нужно активно действовать и во внешнем мире. Вспомните слова Христа: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари, кто уверует и крестится – спасен будет» (см.: Мк. 16, 15–16). Проповедь может быть различной: это и слова священника с церковного амвона, и выступления верующих на телевидении, в интернете, газетах, журналах, на студенческих лекциях, школьных занятиях. Нам следует не только давать духовные советы, но и пропагандировать семейные ценности, целомудрие, правду, любовь. Писать хорошие книги, воспевающие героический подвиг самоотречения во имя правды; создавать добрые фильмы, призывающие к жизни по совести. Главное – не опускать руки, главное – искать воли Божией и правды Его!
Священник Алексий МОРОЗ,
профессор богословия,
кандидат педагогических наук, член правления Санкт-Петербургского
отделения Союза писателей России,
духовник и председатель Собора
православной интеллигенции
Journal information