Вострубим как в златокованые трубы в разум [1] ума своего, и заиграем в серебряные органы, возвышая мудрость свою. Воскресни слава моя, оживи в псалтыри и в гуслях [2]. Поднимусь рано восславить тебя. Открою в притчах предсказания мои, предвещая в народах признание мое. Ибо сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростью.
Был язык мой пером книжника-скорописца и изворотливы уста, как речная быстрина. Того ради попытался написать об оковах сердца моего, чтобы разбить их нещадно, как древние — младенцев о камень [3].
Но боюсь, господине, осуждения твоего.
Сам же я как та смоковица проклятая [4]: не имею плода покаяния; ибо сердце мое — как лицо без глаз; и ум мой — как ночной ворон на развалинах засыпающий; рассыпалась прахом жизнь моя, как ханаанского царя надменность [5]; и поглотила меня нищета, как Красное море фараона [6].
Это же пишу я, бежав от проступка своего, как Агарь рабыня от Сарры, госпожи своей [7].
Но видя, господине, твою доброту ко мне и прибегаю к всегдашней твоей любви. Сказано ведь в писании: просящему у тебя дай, стучащему — отвори, и не будешь лишен царствия небесного [8]; написано ведь: положись на Господа в печали своей и он тебя поддержит вовеки [9].
Сам же я, княже-господине, как трава полезная, но растущая под стеною: на нее ни солнце не светит, ни дождь не идет; так и я всеми обойден, поскольку огражден страхом перед гневом твоим, как стеной твердой.
Не гляди же на меня, господине, как волк на ягненка, но смотри на меня, как мать на младенца. Взгляни на птиц небесных, как те не пашут, не сеют, но уповают на милость Божию [10], так и мы, господин, надеемся на доброту твою.
Ибо, господине, кому Боголюбово [11], а мне горе лютое; кому Бело озеро, а мне чернее смолы; кому Лаче озеро [12], а мне на нем сидя, плач горький; кому Новгород, а мне углы покосившиеся, поскольку не процвела участь моя.
Друзья мои и близкие мои и те отвергли меня, поскольку не могу поставить перед ними трапезы с разнообразным угощением. Многие, ведь, водятся со мною, опускают руку в одну со мной солонку, а при несчастьи как враги отворачиваются и к тому же помогают подкосить ноги мои; глазами-то плачутся со мною, а сердцем смеются надо мной. Потому-то не имею веры к другу и не надеюсь на брата.
Правду говорил мне князь Ростислав: «Лучше бы мне смерть, нежели Курское княжение» [13], так же и мужу лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете. Ибо как говорил Соломон: «Ни богатства, ни бедности не дай мне, Господи; если буду богат — возгоржусь, если буду убог — задумаю воровство и разбой, а жена — распутство».
Потому и взываю к тебе, измученный нищетою: помилуй меня, сын великого царя Владимира [14], да не расплачусь, рыдая, как Адам о потерянном рае; пусти тучу проступка моего на землю.
Ибо, господине, богатого везде знают, и в чужой стороне он друзей имеет, а нищий и в своей ненавидимым ходит. Богатый заговорит — все замолчат и вознесут слова его до облаков; а нищий заговорит — все на него закричат. Чьи одежды светлы, тех и речь почитаема.
Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, как серну от сетей; как птенца от ловушки; как утенка от когтей несущего ястреба; как овцу от пасти льва
Сам же я, княже, как дерево при дороге: многие рубят его и в огонь бросают; так и я всеми обижаем, поскольку не огражден страхом перед гневом твоим
Как олово погибает от частого плавления, так и человек, терпящий многие беды. Никто не может соль горстью есть, ни в горе здраво размышлять; всяк человек находчив и рассудителен в чужой беде, а в своей не может разумным быть. Золото сокрушается огнем, а человек несчастьями; пшеница, долго молотая, чистый хлеб дает, а человек в печали обретает мудрость. Моль, княже, одежду ест, а невзгоды — человека; горечь человеку кости сушит.
Кто же в горе человеку поможет, — как студеной водой напоит в знойный день.
Птица радуется весне, а младенец матери; весна украшает цветами землю, а ты оживляешь всех людей милостью своею: сирот и вдов, вельможами притесняемых.
Княже мой, господине! Яви мне черты лица своего; ибо голос твой приятен и образ твой прекрасен; мед источают уста твои и послание твое, как рай с плодами.
Но когда наслаждаешься разными яствами и меня помяни, сухой хлеб едящего; или когда пьешь сладкое питье и меня помяни, теплую воду пьющего, пылью запорошенную, из незащищенного от ветра места; когда лежишь на мягких постелях, под собольими одеялами и меня помяни, под одним холстом лежащего и зимою замерзающего; и каплями дождевыми, как стрелами, сердце пронизывается.
Да не прострится, княже мой, господине, рука твоя, согбена на подаяние убогих и нищих: ибо ни чашей моря не вычерпать, ни нашим побиранием твой дом истощить. Ибо как невод не удержит воду, только одну рыбу, так и ты, княже, не удерживай ни золото, ни серебро, но раздавай людям.
Паволока, испестренная множеством шелковых нитей, красоту свою являет, так и ты, княже, многими людьми почитаем, и славим по всем странам. Как-то похвалился царь Езекия [15] послам царя Вавилонского, показал им множество злата и серебра; они же сказали: «Наш царь богаче тебя не множеством злата, но множеством воинов, ибо воины золото добудут, а золотом воинов не добыть».
Как говорил Святослав-князь, сын Ольги, идя на Царьград с малой дружиною: «Братья! Или нам от града погибнуть, или городу нами плененному быть. Как Бог повелит, так и будет погонит один сто, а от ста двинутся тысячи. Надейся на Господа — и как гора Сион не сдвинешься с места вовеки [16]».
Удобно за курганом коней пасти, как и за доблестным князем воевать. Часто от беспорядка полки погибают. Видел: велик зверь, а головы не имеет. Так и многие полки безумного князя.
Гусли настраиваются перстами, а тело крепится мышцами; дуб крепок множеством корней, так и град наш твоим держанием. Ежели князь щедрый — отец слугам многим, многие ведь оставляют отца и мать и к нему прибегают. Доброму бо господину служа, дослужишься свободы, а злому господину служа, дослужишься большей работы. Ежели князь щедрый, то как река, текущая без берегов сквозь дубравы, поит не только людей, но и зверей; а князь скупой — как река в берегах, а берега — каменные: нельзя ни напиться, ни коня напоить. А боярин щедрый — как колодец при дороге, наполняет прохожих; а боярин скуп — как колодец соленый.
Не имей себе двора близ царева двора и не держи села близ Князева села: ибо тивун [17] его — как огонь осиной заваленный, и рядовичи [18] его, как искры. Ежели от огня остережешься, то от искр не сможешь уберечься и обожжешь одежды.
Господин мой! Не лиши хлеба нищего мудреца, не вознеси до облаков богатого неразумного. Ибо мудрый нищий, что золото в грязном сосуде, а богат красив, но не умен, как шелковая подушка, соломой набитая.
Господин мой! Не смотри на внешность мою, но загляни во внутрь меня, ибо я, господин, одеянием скуден, но умом богат; юный возраст имею, да стар смысл во мне; было мыслями парил, как орел по воздуху.
Поставь сосуд глиняный под струйку капель языка моего, да накапаю слаще меда речи уста мои. Как Давид говорит: «Сладка суть слов твоих, лучше меда устам моим». Ибо и Соломон говорит: «Добрые слова сладостью напояют душу, покрывает же печаль сердце неразумного».
Мужа мудрого посылай и мало ему говори, а неразумного пошли — и сам не ленися вослед идти, ибо глаза мудрых жаждут благих дел, а неразумного — в доме пира. Лучше слушать прения умных, нежели поучения глупых. Наставь премудрого — еще мудрее будет.
Не сей на борозде жита, ни мудрости в сердцах неразумных.
Глупых ни сеют, ни пашут, ни в житницу не собирают — сами рождаются. Как в дырявые меха лить, так глупого учить; собакам и свиньям не нужны ни злато, ни серебро, а глупому — мудрые слова. Ни мертвеца не рассмешишь, ни глупого не научишь. Когда поглотит синица орла, когда камень всплывет в воде и когда начнет свинья на белку лаять, тогда глупый уму научится. Иль скажешь мне: «От глупости своей наговорил всего», — то отвечу: однако не видел я неба войлочного, ни звезд лыковых, ни глупого говорящего разумно. Или скажешь мне: «Солгал, как пес». Но хорошего пса князья и бояре любят. Или скажешь мне: «Солгал, как вор». Если бы воровать умел, то тебе бы не жаловался. Девица погубляет красу свою блудом, а мужчина свою честь — воровством.
Господин мой! То не море топит корабли, но ветры; не огонь раскаляет железо, но раздувание мехами; так же и князь: не сам впадает в проступок, но думцы [19] вводят. С хорошим думцею советуясь, князь высокий престол добудет, а с дурным думцею совещаясь, и меньшего лишен будет.
Говорится ибо в мирских притчах: не скот среди скота коза; не зверь в зверях еж; не рыба в рыбах рак; не птица в птицах нетопырь [20]; не муж в мужах, кем жена понукает; не жена в женах, если от мужа блудит; не работа в работах, под женами повозку возить.
Дивнее дивного ежели кто жену возьмет злообразну выгоды ради. Видя жену безобразную, приникшую к зеркалу и мажущуюся румянами, скажи ей: «Не смотрись в зеркало, видя неприятность лица своего, еще большую печаль обретёшь».
Или скажешь мне: женись у богатого тестя, чести великой ради: там пей и ешь. Тогда уж лучше мне вола бурого ввести в дом свой, чем злую жену взять: вол хоть не говорит, ни зло не замышляет, а злая жена, будучи битая — беснуется, будучи смирной — заносится, в богатстве надменность обретает, а в бедности других порицает.
Что есть жена злая? Пристанище ненадежное, кошунница бесовская. Что есть жена злая? Людской мятеж, ослепление уму, зачинщица всякой злобы, в церкви бесовская пособница, потворщица греха, преграда к спасению.
Если какой муж смотрит на красоту жены своей и на ее ласковые речи, а дел ее не проверяет, то дай Бог ему лихорадкой болеть, да будет он проклят.
А потому, братья, распознайте злую жену. Говорит же она мужу своему: «Господин мой и свет очей моих! Не могу я на тебя смотреть, когда обращаешься ко мне: тогда гляжу я на тебя и обмираю, и начинают дрожать все члены тела моего и опускаюсь на землю». Послушайте, жёны, слова Павла-апостола, говорившего: «Крест есть глава церкви, а муж — жене своей» [21]. Жёны в церкви стойте же, молясь Богу и святой Богородице, а чему хотите учиться, то учитесь дома у мужей своих. А вы, мужья, по закону обходитесь с женами своими, поскольку нелегко найти хорошую жену.
Рачительная жена — венец мужу своему и благополучие, а злобная жена — горе лютое, разорение дому. Червь дерево точит, а злая жена дом мужа своего истощает. Лучше в дырявой ладье плавать, нежели злой жене тайны поведывать: дырявая ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь мужа своего погубит. Лучше уж камень долбить, чем злую жену учить; железо расплавишь, а злой жены не научишь.
Злая жена ни наставления не слушает, ни священника не почитает, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех порицает.
Кто льва злее среди четвероногих, и что змеи лютее среди ползущих по земле? Всего того злее злая жена. Нет ничего на земле лютей женской злобы. Женщиной сперва прадед наш Адам из рая изгнан был, из-за женщины Иосиф Прекрасный в темнице затворен был [22], из-за женщины Даниила Пророка в ров бросили и львы ему ноги лизали [23]. О злое, острое оружие дьявола и стрела, летящая с ядом!
У некого человека умерла жена: он же после поминок ее начал детей продавать. И люди сказали ему: «Почему детей продаешь?» Он же ответил: «Если родились они в мать, то став взрослыми, меня продадут».
Ещё раз вернемся к прежнему разговору. Я, ведь, княже, ни за море не ходил, ни от философов научился, но был как пчела, которая, припадая к разным цветкам, собирает медовые соты, так и я по многим книгам собирал усладу словесную и разум, и собрал их, как в меха воды морские.
Да уж не много ли говорю? Не отвергай сразу глупость неразумного и не уподобишься ему. Уже перестаю много говорить. Да не буду, как мех ветхий, роняющий богатства в руки убогим, да не уподоблюсь жерновам, которые многих людей насыщают, а сами себя не могут насытить житом. Да не буду ненавистным людям долгой беседой своей подобно птице, часто повторяющей песни свои и скоро надоедающей. Говорит людская мудрость: речь длинная не хороша, хороша длинная паволока
Господи! Дай же князю нашему силу Самсонову [24], храбрость Александра [25], разум Иосифа [26], мудрость Соломона [27], искусность Давида [28], и умножь, Господи, всех людей под власть его. Богу нашему слава и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
ПРИМЕЧАНИЯ
О высоком уровне литературы Древней Руси свидетельствует своеобразное художественное произведение конца XII — начала XIII в. — «Слово Даниила Заточника».
«Слово» представляет собой обращение некоего Даниила (кто он и какова его судьба — неизвестно) к новгородскому князю Ярославу Владимировичу (княжил с 1182 по 1199 гг.). Попав в нужду, отбывая наказание на озере Лаче за какую-то провинность, Даниил надеется своим посланием снискать княжеское расположение и поправить свои дела.
«Слово» искусно соткано из различных книжных изречений, народных пословиц и поговорок. Автор, несомненно, был образованнейшим человеком своего времени с тонким литературным вкусом. Его произведению присущи юмор и легкая ирония. Пленяет образность речи и самобытность стиля: ритмически оформленные строфы связываются ассонансами и повторяющимся обращением.
Существует еще одна, более известная редакция произведения, называемая «Моление Даниила Заточника».
«Слово Даниила Заточника» переведено по изданию: Н.Н. Зарубин. «Слово Даниила Заточника по редакциям XII—XIII вв. и их переделкам». Л., 1932. С. 4—35.
Перевод и примечания А.Н. Ужанкова.
1. Разум ума — в Древней Руси понятие «ум» и «разум» не тождественны и не выступают синонимами. Достаточно вспомнить хотя бы народную присказку «ум за разум зашел». «Разум» находится в голове и руководит чувствами. Он станет основой рационализма. «Ум» находится в сердце, это — духовная сущность, способность восприятия сокровенного знания (Откровения) не через его понимание и приятие разумом, т.е. рассудком, а на базе веры мыслью восходить к Богу.
2. Псалтырь, гусли — древние струнные инструменты.
3. Разбить... как древние — младенцев о камень. — По Библии, высшая степень народного несчастья выражается символом разбивания младенцев о камень. Символ встречается в псалме Давида (136:9) и пророчествах Исайи (13:16).
4. Как та смоковница проклятая, не имеею плода покаяния... — По Евангелию (Мф. 21:19), Иисус Христос, входя в Иерусалим, проклял смоковницу (фиговое дерево), не дававшую плодов.
5. Рассыпалась прахом ... как ханаанского царя надменность... — По Библии (Нав. 6:1—20) стены города Иерихона рассыпались от трубного звука и крика еврейского войска, и заносчивость ханаанского царя была наказана
6. Поглотила.... как Красное море фараона. — По Библии (Исх. 14:21—31), когда израильтяне бежали из Египта, Красное море расступилось перед ними, но поглотило преследовавшего их с войском фараона.
7. Бежав от проступка своего, как Агарь рабыня от Сарры, госпожи своей. — По Библии (Быт. 16:1—20), Сарра, жена Авраама, была бесплодна и предложила Аврааму взять в супружество служанку свою Агарь. Став женой Авраама и видя, что скоро станет матерью, Агарь начала презирать Сарру. Сарра, с позволения Авраама, «смиряла» Агарь, и та убежала.
8—9. Ср.: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42); «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54:23).
10. Ср.: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26).
11. Боголюбово — резиденция древнерусских князей, построенная близь столицы княжества Владимира, великим князем Андреем Юриевичем, прозванным Боголюбским (родился ок. 1112г. — убит в ночь с 28 на 29.У1.1174 г.), сыном Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха.
12. Озеро Лаче — на севере Новгородской области.
13. В «Лаврентьевской летописи» под 1139 г. эти слова произносит переяславский князь Андрей Владимирович Добрый. Возможно, что автор «Слова» их слышал в пересказе Ростислава Юриевича, сына Юрия Долгорукого.
14. Под «царем Владимиром» мог подразумеваться отец предполагаемого адресата Ярослава Владимировича •—Владимир Мстиславич (ок. 1132—1171), имевший «царственную кровь», поскольку был внуком Владимира Мономаха (сына византийской принцессы) и Гиты (дочери англосакского короля), женатого на племяннице венгерского короля Гейзы II, дочери хорватского бана Белуша.
15. Езекия (ум. в 97 г. до н.э.) — иудейский царь, вместо прославления Бога за свое чудесное выздоровление, впал в тщеславное хвастовство перед послами Вавилонского царя Беродаха Баладана своим богатством. Пришедший к нему пророк Исайя возвестил ему, что всё оно достанется в добычу Вавилону, и даже потомки царя будут уведены в вавилонский плен (IV Цар. 20).
16. По-видимому, здесь подразумевается поход Святослава Игоревича (ок. 942—972), сына княгини Ольги, на греков в 970 г. Но в летописях под 971г. приводятся иные слова князя.
17. Тивун (тиун) — княжеский управляющий.
18. Рядовичи — люди, работающие на господина по заключенному с ним договору («ряду»).
19. Думци — советники, советчики.
20. Нетопырь — летучая мышь.
21. Ср.: «Всякому мужу глава Христос, жене глава —муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор. 11:3).
22. Иосиф Прекрасный — был оклеветан женой своего господина Потифара, за что был заключен в темницу (Быт. 39).
23. Даниил Пророк — был брошен в ров со львами за верность Богу, а не из-за женщины (Дан. 6:16—24).
24. Силу Самсонову — библейский герой Самсон был наделен Богом необыкновенной силой (См.: Суд. 13—16).
25. Храбрость Александра — имеется ввиду Александр (356— 323 г. до н.э.), царь Македонский, один из выдающихся полководцев, создавший самую крупную империю древнего мира со столицей в Вавилоне.
26. Разум Иосифа — Иосифа Прекрасного (см. прим. 22).
27. Мудрость Соломона — иудейский царь Соломон прославился своей мудростью и притчами. «Он был мудрее всех людей» (3 Цар. 4:31).
28. Искусность Давида — царя Давида, мудреца и пророка, создателя псалмов, отца Соломона (1 Цар.)
Источник: «Слово Древней Руси». М. Панорама. 2000.
Journal information