
Это икона святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницею. Жила она в III веке в Иконии (турки говорят «Конья»), что к северо-востоку от Антальи. Её родители особенно почитали день страстей Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевой, что по-гречески и означает – Пятница. Она дала обет безбрачия, посвятила свою жизнь Богу и приняла муки за Христа от язычников, требовавших от неё принести жертву идолу. Истязатели привязали её к дереву и терзали её гвоздями, а затем бросили в темницу. Бог исцелил её тело, но палачи продолжили её мучить, пока, наконец, не отсекли ей голову.
Параскева-Пятница очень почитается в Греции, а на Руси она издавна считалась «бабьей» святой. Ей молились о женихах, о семейном счастье, о здоровье детей, о помощи в рукоделии и домашних делах.
Я не великий знаток истории в части происхождения известных чудотворных икон, но предание о явлении этой иконы представляется мне самым необычным из всех, которые мне известны. Произошло это примерно на рубеже XVIII и XIX веков в лесу у деревеньки Ильеши Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне в Волосовском районе Ленинградской области), населённой ижорами и ингерманландцами-савакотами. Однажды местный пастух увидел на березе девочку в старинной одежде, которая смотрела на него сквозь ветви дерева. Пастух пытался заговорить с ней, но девочка отвечала молчанием. Тогда он попытался согнать ее вниз кнутом, а затем сбить камнями, но кнут и камни прилипли к дереву, не задев девочки. Пастух испугался и понял, что "дело не простое", помолился, залез на березу, аккуратно снял девочку, посадил ее в сумку и понес к местному священнику. По дороге девочка из сумки исчезла, священник собрал людей, и они с хоругвями и молитвенным пением двинулись к тому месту. Подойдя к берёзе, все увидели прилипшие к дереву камни и кнут, а под ним - деревянную икону святой мученицы Параскевы-Пятницы - точную копию девочки, явившейся пастуху. Икону поместили в местный храм, а в годы хрущёвских гонений она оказалась в Александро-Невской Лавре. История обретения этой иконы тем более удивительна, что в иконописной традиции св. Параскева обычно изображалась суровой подвижницей высокого роста.
Когда писал эту заметку, пытался найти в Сети сведения о какой-либо ещё почитаемой в Православии скульптурной иконе. Поиски успехом не увенчались. Известно, что скульптурные изображения – редкость в православном храме. Самая большая коллекция таких редкостей имеется в Пермской художественной галерее. Простые пермские мужики на протяжении XVI- начала XX веков прославляли Христа и святых, вырезая их изображения из дерева. Церковь не поощряла такое народное творчество, а Священный Синод в XVIII веке даже пытался бороться с этим явлением, однако причины этой борьбы, вопреки мнению некоторых авторитетных богословов, были вовсе не каноническими. В постановлениях VII Вселенского собора нет определённого и однозначного запрета скульптур, речь шла лишь о преодолении языческой традиции установки монументов. А Священный Синод заботился больше о том, чтобы храмы не заполняли творения «неотёсанных невежд». Поэтому расцвет народной культовой скульптуры в Пермском крае можно объяснить тем, что христианство пришло туда довольно поздно – в XIV – XVI веках, и священноначалие смотрело сквозь пальцы на творчество местных «неискусных» мастеров.
И вот, на исходе просветительского XVIII века в деревне, в ста верстах от Петербурга, под самым носом у Синода является такая святыня - для укрепления простой, неискусной, не книжной, «бабьей» и «мужицкой» веры.
Journal information