fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Category:

Чудотворная и удивительная.

Года два назад в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры ещё можно было фотографировать, а нынче «вахтёры», едва завидев камеру, кИдаются на неё аки коршуны хищныя. Мне же давно хотелось сделать там снимок одной иконы, но условия для съёмки оставляли желать лучшего. Находится икона не в самом светлом месте собора. И, кроме того, она под стеклом, которое является зеркалом в той мере, в какой за ним темнее, чем перед ним. Но раз в год, в конце лета, икона покидает Петербург и отправляется в путешествие по епархии. Её перевозят из храма в храм, в каждом из которых она пребывает несколько дней. Сейчас она в Гатчине. Конечно, её фото можно найти в интернете, но всё-таки сделать снимок самому очень хотелось – и я не могу объяснить почему… Получилось, разумеется, гораздо хуже, чем при профессиональной студийной съёмке без «остекления», зато желание исполнилось.
Параскева Пятница«Параскева Пятница» на Яндекс.Фотках

Это икона святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницею. Жила она в III веке в Иконии (турки говорят «Конья»), что к северо-востоку от Антальи. Её родители особенно почитали день страстей Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевой, что по-гречески и означает – Пятница. Она дала обет безбрачия, посвятила свою жизнь Богу и приняла муки за Христа от язычников, требовавших от неё принести жертву идолу. Истязатели привязали её к дереву и терзали её гвоздями, а затем бросили в темницу. Бог исцелил её тело, но палачи продолжили её мучить, пока, наконец, не отсекли ей голову.

Параскева-Пятница очень почитается в Греции, а на Руси она издавна считалась «бабьей» святой. Ей молились о женихах, о семейном счастье, о здоровье детей, о помощи в рукоделии и домашних делах.

Я не великий знаток истории в части происхождения известных чудотворных икон, но предание о явлении этой иконы представляется мне самым необычным из всех, которые мне известны. Произошло это примерно на рубеже XVIII и XIX веков в лесу у деревеньки Ильеши Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне в Волосовском районе Ленинградской области), населённой ижорами и ингерманландцами-савакотами. Однажды местный пастух увидел на березе девочку в старинной одежде, которая смотрела на него сквозь ветви дерева. Пастух пытался заговорить с ней, но девочка отвечала молчанием. Тогда он попытался согнать ее вниз кнутом, а затем сбить камнями, но кнут и камни прилипли к дереву, не задев девочки. Пастух испугался и понял, что "дело не простое", помолился, залез на березу, аккуратно снял девочку, посадил ее в сумку и понес к местному священнику. По дороге девочка из сумки исчезла, священник собрал людей, и они с хоругвями и молитвенным пением двинулись к тому месту. Подойдя к берёзе, все увидели прилипшие к дереву камни и кнут, а под ним - деревянную икону святой мученицы Параскевы-Пятницы - точную копию девочки, явившейся пастуху. Икону поместили в местный храм, а в годы хрущёвских гонений она оказалась в Александро-Невской Лавре. История обретения этой иконы тем более удивительна, что в иконописной традиции св. Параскева обычно изображалась суровой подвижницей высокого роста.

Когда писал эту заметку, пытался найти в Сети сведения о какой-либо ещё почитаемой в Православии скульптурной иконе. Поиски успехом не увенчались. Известно, что скульптурные изображения – редкость в православном храме. Самая большая коллекция таких редкостей имеется в Пермской художественной галерее. Простые пермские мужики на протяжении XVI- начала XX веков прославляли Христа и святых, вырезая их изображения из дерева. Церковь не поощряла такое народное творчество, а Священный Синод в XVIII веке даже пытался бороться с этим явлением, однако причины этой борьбы, вопреки мнению некоторых авторитетных богословов, были вовсе не каноническими. В постановлениях VII Вселенского собора нет определённого и однозначного запрета скульптур, речь шла лишь о преодолении языческой традиции установки монументов. А Священный Синод заботился больше о том, чтобы храмы не заполняли творения «неотёсанных невежд». Поэтому расцвет народной культовой скульптуры в Пермском крае можно объяснить тем, что христианство пришло туда довольно поздно – в XIV – XVI веках, и священноначалие смотрело сквозь пальцы на творчество местных «неискусных» мастеров.

И вот, на исходе просветительского XVIII века в деревне, в ста верстах от Петербурга, под самым носом у Синода является такая святыня - для укрепления простой, неискусной, не книжной, «бабьей» и «мужицкой» веры.



Tags: Православие, Санкт-Петербург, иконы, религия, святые
Subscribe

promo fluffyduck2 november 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments