Дневник философа Александра Казина …
Зайдя недавно на Невском в один из магазинов «Буквоеда», я обнаружил там выложенные на витрине рядом - одна подле другой - книги, первая из которых называлась, кажется, «Танцы с араконами» (судя по рисунку на обложке, магия), вторая призывала «Хохот шамана», наконец, третья была «Несвятые святые» - замечательное произведение арх. Тихона (Шевкунова). Вот, вам, уважаемый читатель, образ современного «толерантного» мира, который хочет жить по правилам, и ясно говорит верующим любой религии или секты: верьте, в кого/что хотите, только нас не трогайте. И нам до ваших «средневековых» воззрений нет дела.
Однако, нравится нам это или нет, в России так не получается. Так пока удается жить только на Западе («золотой миллиард»), который, при всей своей поверхностной поликонфессиональности и мультикультурализме, вырастил у себя одну-единственную настоящую веру - в «человеческое, слишком человеческое». Сокращенно я называю эту веру КАЛ - космополитизм, атеизм, либерализм. Атеизм - это ведь тоже вера, только с обратным знаком: люди верят, что Бога нет. Со второй половины ХVIII века Европа/Америка живут в постхристианской культуре. Тут «бог умер» - Ницше прав. Подлинных святынь, за которые человек готов умереть, здесь уже нет, а ценностями является то, что человеку/группе/субкультуре нравится, и социокультурные правила (прежде всего, рынок) регулируют игру этих ценностей по своим коммерческим ценам. Многим кажется, что это и есть настоящая жизнь, однако оттуда пахнет смертью.
Иначе на Востоке. Здесь большинство людей (между прочим, 70% человечества) живет именно по святыням, то есть реально приносят в жертву своим богам себя и других. В современной Индии, например, десятки тысяч человек гибнут ежегодно от религиозных конфликтов и преследований. «Дикость и фанатизм» - скажет просвещенный европеец. Однако это не совсем так. Если ты действительно веришь в святыню, то по сравнению с ней весь этот профанный мир - ничто. Ценность человека в этом случае отсчитывается от святыни, и тогда неверующий (или инаковерующий) человек - чужой, поганый, еретик, гой, то есть человек только по видимости. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Разумеется, и на Востоке, и на Западе есть исключения, но общая картина/парадигма соответствующих цивилизаций именно такова. В качестве будущего обеих указанных инородных ветвей человеческой истории можно представить две взаимоисключающие возможности: Запад умрет от безверия, а Восток - от фанатизма. Уже сейчас в Европе господствует постмодерн, не различающий добра и зла, прекрасного и безобразного, мужского и женского, полета и падения, Бога и сатану. Запад пока существует как будто по инерции, опираясь на свои рационально-юридические традиции и религиозное равнодушие своих граждан. Но так долго продолжаться не может. Механическое комфортное существование без подлинных святынь - это, в сущности, «бытие-к-смерти», по слову выдающегося немецкого философа М.Хайдеггера. В некотором смысле, конец истории на Западе уже наступил, только не все это заметили.
Что касается будущего Востока, то он имеет шансы спровоцировать уже не холодную, а горячую войну цивилизаций, о которой писали многие мыслители прошлого, от Данилевского и Шпенглера до Хантингтона. Собственно, войны между цивилизациями-империями шли всегда, от греко-персидских войн до наполеоновских. Сегодня неизмеримо возросли риски подобных столкновений. Израильская атомная бомба уже давно существует, недавно созданы пакистанская и индийская, скоро, вероятно, будет иранская - перспектива захватывающая...
И вот тут раскрывается геополитическая и геостратегическая роль России. Давно уже замечено, что Россия - это центральная держава, хартленд, сердце Евразии. Хотим мы этого или нет, Россия объединяет Восток и Запад географически, культурно и религиозно. Как восточные европейцы, мы православные христиане, и как азиаты, мы живем верой и коллективными представлениями (мифами). В таком смысле неверующих русских вообще нет. Наш атеизм - это богоборчество, яростная борьба с Богом, ведьминские кощунства и крестоповал. Недавние «бешеные матки» только обострили ключевую внутреннюю проблему нашей цивилизации - соперничество разных вер - христианской и антихристианской, «белой» и «красной», «желтой» и «голубой». Повторяю, дело идет в России именно о святынях, а не о ценностях. До сих пор мы «не поступаемся принципами», и потому способны разнести в щепки свою государственность, культуру и сам народ. Опыт русской истории это достоверно подтверждает. При этом, в отличие от Запада и Востока, борьбу за веру и бессмертие мы ведем не столько против других/чужих, сколько против самих себя. На языке религии это называется самопожертвованием.
Сказанное означает, что Россия как религиозный, политический и культурный субъект/цивилизация мировой истории радикально отличается от Востока и Запада. Не случайно Русь называют святою - не потому, что здесь живут одни святые (наоборот, здесь множество грешников), а потому, что и святые и грешники здесь живут по вере, а не по правилу (рациональному закону, как на Западе, или ритуальному обычаю, как на Востоке). Поэтому с Россией ничего не могут поделать ни западники-либералы, ни националисты-язычники. При всей своей кажущейся уязвимости (на которую рассчитывали и татары, и Наполеон, и Гитлер), она стоит уже больше тысячи лет. Немногие страны-государства могут похвастаться такими сроками. Для западников Россия слишком восточная (способная на духовную жертву), для язычников она слишком западная, то есть свободно выбирающая свой духовный путь. На самом деле она православно-русская, со всеми добровольно входящим в неё евразийскими народами. Русский - это человек, живущий по вере, любящий Россию и свободно разделяющий её земную и небесную судьбу.
Из вышеизложенного вытекает и ещё один вывод. Поскольку Россия остается (и останется) русской, внутри неё, в пределах единой страны, будет продолжаться (и обостряться) борьба цивилизаций, главными из которых являются православно-патриотическая, националистическая, коммунистическая и космополитически-атестически-либеральная
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор
Journal information