Другие лекции о Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.
Текст лекции до 35 мин. 56 сек.
Сегодняшняя лекция продолжает тематический цикл лекций «Святоотеческое наследие и современность». Мы продолжаем изучение трудов святителя Игнатия Брянчанинова. И сегодня мы поговорим об очень важной его работе, которая включена в собрание его работ под названием «Аскетические опыты». Она называется «О прелести».
Это необыкновенно важная для нас с вами тема, поскольку многие люди в наше время как раз и находятся в прелести. И это прелестное состояние уводит их от правильной духовной жизни. И мало того, что уводит от правильной духовной жизни, но может привести и к погибели. И несмотря на то, что человек ходит в церковь и формально исполняет церковные правила, он может прийти к погибели. Потому что он будет находиться в состоянии прелести, в состоянии превратного мнения о себе… Так что же это такое?
«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы – в прелести» [1]. Это очень важный момент и это необходимо понимать каждому человеку. Искажение нашего естества ложью – да, мы знаем. Что первые люди: Адам и Ева, отпав от Бога, послушав дьявола, вступив с ним в общение, они претерпели глубочайшие внутренние изменения. Дух Святой отошёл от них. Вся их духовная структура изменилась, стала иной. Они раскрылись для действия демонического, они перестали сознавать и видеть мир таким, каким он есть на самом деле, таким, каким видит его Бог, и каким создал его Бог. Вследствие извращённого представления о мире, о его законах, о его действиях, силах, человек неправильно действует и совершает ошибки.
«Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос (Ин.8:32, 14:6). Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопием молитвою к этой Истине – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами» [1].
Это очень важные слова: «самообольщение и обольщение демонами».
«Горестно – состояние наше! Оно – темница, из которой мы молим извести нашу душу, «исповедатися имени» Господню (Пс.144:10). Оно – та мрачная земля, в которую низвергнута жизнь наша позавидовавшим нам и погнавшим нас врагом (Пс.142:3). Оно – плотское мудрование (Рим.8:6) и лжеименный разум (1Тим.6:20), которыми заражен весь мир, не признающий своей болезни, провозглашающий ее цветущим здравием. Оно – «плоть и кровь, которые царствия Божия наследити не могут»(1Кор.15:50)» [1].
Здесь святитель Игнатий цитирует Первое Послание к Коринфянам: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия». А что это значит? – А это значит, что если мы с вами не станем подобием Божиим, если останемся только телом, и будем жить только телесными интересами, животными инстинктами, чисто душевными переживаниями, то, конечно, не сможем наследовать Царствие Небесное. Мы знаем, какая участь ожидает плотских тварей – животных. Они умирают, и душа их, та энергия, которая движет телом, исчезает. Плоть и кровь не может наследовать Царствие Небесное. Его может наследовать только дух животворящий, образ Божий, который есть в человеке. Но если он в процессе жизни затемнён, искажён, не востребован, и в человеке превалирует плотяное.
«Оно – вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть «воскрешение и живот» (Ин.11:25). Таково наше состояние. Зрение его – новый повод к плачу. <…> В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом «ложь» (Быт.3:13). По этой причине Господь назвал диавола «ложью, отцем лжи и человекоубийцею искони» (Ин.8:44). Понятие о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве, потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом «искони» указывается на то, что ложь с самого начала послужила для диавола орудием к человекоубийству, и постоянно служит ему орудием к человекоубийству, к погублению человеков. Начало зол – ложная мысль!» [1].
Зафиксируем это в своём сознании, что начало всех зол – это ложная мысль, которую мы принимаем в себя.
«Источник самообольщения и бесовской прелести – ложная мысль! <…> При посредстве лжи диавол поразил вечноюсмертью человечество в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть, признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом, что засвидетельствовала и праматерь наша. «Змий прельсти мя, – сказала она, – и ядох» (Быт.3:13)» [1].
Какую же ложную мысль приняли наши прародители? – Ложную мысль дьявола, который сказал: «…нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» Быт.3:5. И они приняли эту ложную мысль: «будем как боги». А что же в результате произошло? – Произошло то, о чём предостерегал Господь: «…смертью умрешь» Быт.2:17. И они стали смертны, Дух Святой отошёл от них, и они стали подвластны воздействию дьявольскому. Вот к чему привела усвоенная ложная мысль.
Это же продолжается и в наше время. Когда человек принимает ложную мысль, она может исказить не только его сознание, не только его чувства, но всё его поведение и всё его состояние. Это очень важная для нас с вами вещь, потому что мы живём в океане лжи. Весь мир лежит во лжи. Хотите в этом убедиться – включите телевизор. Послушайте последние известия. И вы сразу же поймёте истину этих слов.
«С того времени естество наше, зараженное ядом зла, стремится «произвольно» и «невольно» ко злу, представляющемуся добром и наслаждением искаженной воле, извращенному разуму, извращенному сердечному чувству» [1]. Очень важный момент. То есть, наше естество человеческое, которое мы получили от праотцев, оно будучи заражённой ядом зла, имеет непроизвольное стремление ко злу. Вспомните слова апостола Павла: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Рим.7:24. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» Рим.7:19-20. Мы должны чётко понимать, что в каждом из нас находится злое произволение и стремление ко злу нашей падшей природы. И оно, при этом, может нам представляться «добром и наслаждением искаженной воле, извращенному разуму, извращенному сердечному чувству».
Простой жизненный пример. Мы знаем, что очень многие люди в современном мире живут в блуде (плотском блуде, похоти, сладострастии). И в этом зачастую видят источник счастья, удовольствия, наслаждения. Т.е. смертный грех – блуд – они видят как источник наслаждения, удовольствий и возможность для радости. Для радости пребывания в этом состоянии как бы влюблённости. И чем это заканчивается? Ко мне приходят десятки молодых девушек и жалуются – мы не можем выйти замуж. Первый раз меня бросил молодой человек, второй раз, третий, четвёртый… Почему? Может быть на мне проклятие? - Да никакого проклятия нет. Просто девушка впадает в блуд, познакомившись с молодым человеком, и совершает смертный грех. А можно ли на смертном грехе построить счастливые брачные отношения? Как правило, нет. Наигравшись с ней, он её оставляет и выбирает другую игру. Всё. Это естественно и закономерно. Смертный грех ведёт к ещё большим страданиям, несчастьям, трагедиям, переживаниям, и, не дай Бог, к абортам, к убийству ребёнка во чреве… А время уходит, всё становится уже истасканным… Человек оказывается в тупике и думает: что со мной такое, почему я такая несчастная, никто меня замуж не Бере, кого я хочу, того не могу получить? – Не с того конца начинаешь – начинаешь со смертного греха, а этот грех представляется добром, радостью, каким-то наслаждением, услаждением. И вот эта ложная мысль, которая вкралась в сознание человека, приводит к его к ошибочным поступкам и к трагическим последствиям.
Мы знаем, что 25% супружеских пар в России не могут иметь детей. Почему? – Из-за прежней блудной жизни! От абортов, которые делали женщины. Это и породило невозможность продолжения рода. Это, если хотите, проклятие на этот род, потому что он пресекается.
Но «в нас еще есть остаток свободы в избрании добра и зла. Невольно, потому что этот остаток свободы не действует как полная свобода; он действует под неотъемлемым влиянием повреждения грехом. Мы родимся такими; мы не можем не быть такими, и потому все мы, без всякого исключения, находимся в состоянии самообольщения и бесовской прелести. Из этого воззрения на состояние человеков в отношении к добру и злу, на состояние, которое по необходимости принадлежит каждому человеку, вытекает следующее определение прелести, объясняющее ее со всею удовлетворительностью: «прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину». Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и, извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою» [1].
Вот, дорогие мои, какое страшное состояние, когда человек усваивает ложные мысли. Как они искажают всю его жизнь. Каждый из нас может это сказать, обратившись к своему личному опыту. Можно сказать – ох, почему же я раньше не знал Бога, что же я раньше не знал его заповеди, что же я не понимал, почему же я по ним не поступал? Столько грехов бы не совершил! Сколько неправильных дел бы не сделал! Если бы знал… А не знал, потому что мысли были извращены неправильным воспитанием, ложью, которая была усвоена сердцем. И мы жили во лжи, думая, что мы живём и поступаем правильно, как все. Как все. Но это глубочайшее заблуждение! И вот сейчас, дорогие мои существует глубочайшая опасность для нашего молодого, подрастающего поколения, которое находится под прессом СМИ, массовой культуры, ложных идей, которые внушаются ещё с детского сада и школьной скамьи. И если ребёнок не получит чёткое понимание Истины, заповедей Божиих, евангельских установок, то эта ложь настолько исказит сознание молодых людей, что они будут жить грехом, не понимая, что это грех.
К этому и ведёт действие антихристово – чтобы люди не понимали, что это грех и жили в грехе. Отсюда происходит «толерантность». Что такое толерантность? - Терпимость к греху! Пусть грех будет рядом, а ты должен терпеть, ты должен соглашаться – «ну, можно и так». Есть нормальная семья, а есть семья блудодейская, семья извращенцев, мужеложников, лесбиянок. Они ещё и получили право детей усыновлять. А ты должен молчать, терпеть, соглашаться – ну что ж - свобода, это их право. То есть от нас требуют согласия на грех и принятия греха за норму – вот, что самое страшное!
Это внушают детям с начала их образования, когда в них вкладывается понимание добра и зла. Недопустимая картина! Поэтому, при воспитании в семье мы должны влагать очень чёткие, ясные евангельские понятия, духовно-нравственные понятия, которые не могли бы поколебать ложные установки, которые пытается посеять мир, вложить в их души. А если мы этого не делаем, если мы сами усваиваем ложь, то наблюдается страшная картина.
Мы что сейчас наблюдаем в нашей Церкви? – Обмирщение, секуляризация Церкви, когда многие люди, даже будучи в Церкви, заигрывают с миром и говорят миру: мир футбол любит, и у нас в епархии организована спортивная секция, специальный епархиальный отдел спорта и создана епархиальная футбольная команда. Какая радость… - Какая глупость! Секуляризация, полное обмирщение. Какой там футбол, футбол бесовской игрой называл преподобный Амвросий Оптинский. Епархиальная команда… Здравствуйте! – Полное безумие. А между тем, это принимается как норма. Мы заигрываем с миром, мы улыбаемся миру, как говорят наши некоторые иерархи: «ну мы такие же как вы, ну вы ж любите нас, мы и на рок-концерт придём, проповедь им прочитаем, правда, потом они бесноваться будут после этого, но потом они к нам придут». Ну как же. Пришла же к нам панк-группа в Храм Христа Спасителя поплясать. А почему она туда пришла? – Ну как же, вы же ходите к нам на концерты, ну и мы к вам пришли, чем же вы недовольны? – Обмирщение, жизнь с миром, заигрывание с миром, материализация… А это есть гибель. Это касается каждого человека. Заигрывание с католиками, с англиканами. Мы сейчас подробнее коснёмся этой темы, посмотрим, что говорил великий святитель по этим вопросам.
«Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти. Со времени падения человека диавол получил к нему постоянно свободный доступ. Диавол имеет право на этот доступ: его власти, повиновением ему человек подчинил себя произвольно, отвергнув повиновение Богу. Бог искупил человека. Искупленному человеку предоставлена свобода повиноваться или Богу, или диаволу, а чтоб свобода эта вынаружилась непринужденно, оставлен диаволу доступ к человеку» [1].
Вот, дорогие мои, оставлен доступ. Почему? – А чтоб мы выразили сами себя, чтобы мы определились к кому мы идём. Вот земная наша жизнь – есть время, за которое мы определяемся с кем мы – с Богом, или с дьяволом, на веки вечные. И всё время, пока мы живы, будет искушать нас лукавый, предлагая нам различные соблазны, обольстительные похоти, зло под видом добра. Поэтому человек должен твёрдо держаться Христовых заповедей, не поддаваться, выбирать всегда Бога и правду. Определиться в правде, закрепиться и утвердиться в ней так, чтобы уже никогда больше не отпасть от неё.
В ангельском мире определение к добру и злу произошло одномоментно. Одни ангелы, во главе с архистратигом Михаилам пошли за Богом и остались навсегда ангелами света, а другие ангелы были увлечены лукавым демоном Денницей и превратились в мерзких бесов и закрепились в этом состоянии. Особенно после обольщения человека.
Человек выбирает и прилагается к добру или злу всю свою жизнь. Смерть подводит черту. Вот почему Святые Отцы говорили о том, что пока мы живы, даже в пожилом возрасте, даже у гробовой доски мы должны быть внимательны к себе, чтобы не отпасть от Бога, а быть с Ним и удерживать свое бытие в близости к Нему.
«Очень естественно, что диавол употребляет все усилия удержать человека в прежнем отношении к себе, или даже привести в большее порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие – ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения; наши страсти – эти болезненные влечения – он приводит в движение; пагубные требования их облачает в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстей» [1].
Характерный пример – человек, страдающий алкоголизмом. Вот он сидит… ой! что-то мне выпить захотелось. Вскочил. Побежал. Вот воздействие демона, распаляющего страсть. Блудная страсть. Человек испытывает похоть. Если он не борется с ней, он стремится её удовлетворить. Злоба, агрессия. Человеку сказали что-то неприятное – и он взорвался, начал ругаться, вышел из себя. Что произошло? Бес усилил эту страсть и человек последовал ей. То есть, каждый из нас на личном примере может увидеть это воздействие. Причём, это облечено в благовидность. «Гнев мой был праведный, меня обидели, меня оскорбили…» Как же не поставить грубияна на место? Всё облекается в очень благовидные, красивые одежды, а на самом деле дьявол играет нами как марионетками.
«Верный Слову Божию не дозволяет себе этого удовлетворения, обуздывает страсти, отражает нападения врага (Иак.4:7); действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов, он мало-помалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы (Ин.8:32), полнота которых доставляется осенением Божественной благодати» [1].
Обратите внимание на эти слова: «укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов». Чем больше в нас греховных наклонностей, чем больше в нас страстей, тем в большей степенью дьявол управляет нашей жизнью. Святые, которые достигают бесстрастия, не подвержены демоническому воздействию. Не за что зацепиться в них нечистому духу.
Ещё раз подчеркну, не путайте аскетическое понятие бесстрастия с понятием бесстрастия, которое принято в миру. Бесстрастие в православном аскетическом понятии – это отсутствие греховных навыков, греховных непреодолимых желаний и стремлений, а вовсе не отсутствие эмоций и чувств. Под бесстрастием в миру и в восточных религиях понимается полное бесчувствие, безэмоциональность, но не об этом здесь речь. Наоборот, святые были исполнены любви, они были необыкновенно живыми, радостными, открывались людям очень ярко. Кто из вас видел старцев, людей святых, наверное, обратили внимание на то, что они очень живые люди, эмоциональные, открытые, исполнены любви, ярко реагирующие на происходящее. Отец Николай Гурьянов с острова Залит, отец Павел Груздев, архимандрит… Это были люди совершенно не безэмоциональные и бесчувственные. Совсем нет. Это люди, глубоко переживающие горе ближнего.
«Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу. Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени, в которой человек порабощен страсти» [1].
Очень важная мысль. Совершенно разные состояния у алкоголика, который порабощён страстью алкоголизма и у гордеца, высокомерно взирающего на алкоголика, или у тщеславного человека, который жаждет похвал и готов заискивать перед другими людьми, чтобы для всех быть хорошеньким. Вот последних упрекать на принято, потому что вроде бы они приличными людьми кажутся. И мы сами себе хорошими кажемся… А это состояние самообольщения. И в какой степени ты предался этой страсти – в такой степени ты порабощён бесом. Прямая пропорциональная зависимость.
«Но все, впавшие в бесовскую прелесть, то есть, через развитие собственного самообольщения вступившие в общение с диаволом и в порабощение ему, – находятся в прелести, суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти, жизни в темницах ада» [1].
«И áще прáведникъ едвá спасéтся, нечести́вый и грѣ́шный гдѣ́ яви́тся?» [2]. Вот, дорогие мое не так давно я тоже это понял. Вот как-то я пришёл одну очень престарелую инокиню причащать, и вдруг, через неё бес говорит. Казалось бы, и подвизался человек и молился всю свою жизнь и вдруг – одержимость. Страшно мне стало – как же страшно мы живём, как же мы внимание на себя не обращаем. Вот допустил здесь тщеславие какое-то своё, а внешне вроде бы правильно живу… Или сребролюбие в себе допустил и живёт оно в тебе. А на смертном одре, когда силы и душевные и телесные умаляются, тогда демон и вылезает из тебя. И насколько страшно это, дорогие мои – даже праведник едва спасается – как нам с вами надо внимательными быть к себе! Как надо бояться допустить лишнее слово осуждающее, пустое. Как надо внимательно следить за собой, не допускать сидения у телевизора, не рассеиваться в пустоту. Ведь не знаем, когда умрём, когда предстанем… А ведь всё это выплывает, всё это наружу проявляется и это страшное состояние. Если праведник едва спасается. Как же нам надо, действительно, быть внимательным к себе. Потому что если мы утвердимся в состоянии лжи, в котором находимся и успокоим себя тщеславными помыслами о том, что мы то нормальные, мы всё исполняем, то значит погибель наша рядом.
«Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы» [1].
Вот, дорогие мои, истинная цель молитвы – это покаяние. А что такое покаяние? – На греческом языке это звучит как μετάνοια (метанойя) – перемена ума, перемена себя, когда мы увидели свою сущность и устрашились её, и говорим: «прости нас, Господи, не хотим быть такими, какие мы есть, хотим быть такими, какими ты нас хочешь видеть. Исправь нас, выведи из этого адского состояния, помоги нам». Какое же может быть тщеславие, осуждение ближнего? Сам гибну! Спастись бы. Спасти бы душу свою.
«“Если кто, – говорит преподобный Григорий Синаит, – с самонадеянностью, основанною на самомнении, мечтает достигнуть в высокие молитвенные состояния, и стяжал ревность не истинную, а сатанинскую, того диавол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя”. Всякий, усиливающийся взойти на брак Сына Божия не в чистых и светлых одеждах, устраиваемых покаянием, а прямо в своем рубище, в состоянии ветхости, греховности и самообольщения, извергается вон, во тьму кромешную, в бесовскую прелесть» [1].
Необыкновенно важные слова. Часто многие из нас в молитве ищут сладостных ощущений, благодатных переживаний. Другие ищут особого состояния чувств, радостей. А некоторые, возомнив о себе, хотят узреть Бога, созерцать тайны пакибытия и если всего этого не находят, то считают, что это молитва у них такая сухая. Странно это. Как в народе говорится – человек попостился пару дней, помолился, в церковь походил – и смотрит, не начали крылья расти под лопатками? Он уже столько сделал, пора бы Богу уже его и одарить. А ведь самое страшно в том, что человек считает себя заслуженным. Да я понёс подвиги, вот я пост несу, молитвы, Евангелие читаю… Ну а другие этого не делают, значит я особенный, значит я избранный, пора бы мне и какие-то дарования получить… Знаете, в одном Патерике рассказывается, как «о ком-то из отцов говорили, что он семь лет просил у Бога один благодатный дар и получил его. Он пошел к великому старцу и сказал о полученном даре. Когда старец услышал об этом, опечалился. - Это великое бремя, - сказал. - Иди и еще семь лет проси, чтобы Бог взял этот дар обратно, ибо он не полезен тебе. Брат пошел и молился семь лет, пока дар не был взят у него» [3]. – А почему? – Потому что тщеславный. Исцелений ему дар подавай! Я буду исцелять, а все люди что будут делать? – Меня прославлять. Замечательно! Святые Отцы боялись даров, которые получали. Они скрывали их. Боялись пасть в грех тщеславия, от этого душа может погибнуть. Страшно было.
А нынешние люди жаждут дарований, жаждут чудес. Как некоторые экстрасенсы говорят: «у меня дарование от Бога… мне Бог дал…» Много я видел этих экстрасенсов и даже преподавателей, руководителей школ экстрасенсов, которым Бог якобы что-то «даровал». Люди часто не крещёные, страшно гордые, страшно сребролюбивые, часто блудливые… – просто игралища в руках демонических. Какой там Бог? Какое дарование? – В жутчайшем состоянии прелести находится человек! Как сказал святитель Феофан Затворник: «Сам дрянь дрянью, а всё твердит: несмь якоже прочии человецы». Страшное состояние! Вот это и есть прелесть. Самообольщение.
И вот, кто старается войти в состояние созерцания, богообщения, а сам весь страстями и пороками покрыт… Ну какое там богообщение? Ты с Богом то и рядом стоять не можешь. Бог есть любовь и свет, а ты весь в страстях и похотях. Как ты можешь рядом с Ним быть? – Ты сгоришь в огне благодати. Ты не вынесешь, потому что будут гореть страсти твои, а страсти – часть тебя, значит, и ты будешь гореть и боль неимоверную испытывать. Вспомните, когда были явления Пресвятой Богородицы кому-то из святых, в частности, Серафиму Саровскому и монахине, которая рядом была. Монахиня упала на землю и глаз не могла поднять, и говорит, что если бы ещё чуть продлилось это явление, то она бы умерла. А прп. Серафим разговаривал с Пресвятой Богородицей. Почему? – Потому что он был чист от страстей. А в монахине они ещё были. Эти страсти делают невозможным пребывание рядом с Богом человека, особенно долгое. А вспомните слова из Ветхого Завета: «…человек не может увидеть Меня и остаться в живых» Исх.33:20. Почему? – Потому что человек исполнен страстей, грехов и пороков, а «…Бог наш есть огнь поядающий» Евр.12:29. И в присутствии благодати Божией начинают гореть страсти человека и он вместе с ними, если они являются его частью. Не может он выжить и жить в свете. Вот почему святитель Иоанн Златоуст утверждает: «потому Он и уготовал геенну, что Он – благ» [4]. Не может грешный человек, в котором есть страсти быть с Богом. Это будет для него таким великим мучением, что ему легче быть в аду, чем с Богом. Это будет меньшим мучением.
[1] Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетические опыты. Том 1. Глава 27. О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести»
[2] 1-е послание Петра, 4:18.
[3] Евергетин (Благолюбие) Том 3 (2). Глава 35: О том, что не должно стремиться к чудотворению, но просить об этом смиренно; и что не следует добиваться и требовать благодатных даров, а если удостоишься их, то не превозносись и храни их со всем смирением; что боголюбцы ни чем не уступают чудотворцам и что, кроме чудотворения, есть и другие, еще более великие и благодатные дары, по которым опознаются духовные люди.
[4] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Филимону. Беседа 3.
"Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен" (Флм.ст.17-19).
[5] Псалтирь, 21:7–8
Продолжение текста видеозаписи, с 35 мин. 56 сек >>>
Journal information