С этой целью мы с дочерью, которая тоже испытывает страсть к фотографии, отправились в Эрмитаж, где проходит выставка классика современного фотоискусства, самой востребованной среди женщин-фотографов "Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990 – 2005", на которой представлено около 100 произведений. Это результат работы над одноименной книгой, в которую были включены наиболее известные снимки разных лет из личного архива фотографа. Забегая вперёд, скажу, специально для москвичей (и, конечно же, для москвичек), что из Петербурга выставка поедет в ГМИИ им. Пушкина.
Anna-Lou «Annie» Leibovitz; родилась 2 октября 1949, в г. Уотербери, штат Коннектикут, США. Она была третьим ребёнком в семье из шести детей. Её мать была преподавателем современного танца. Отец - офицер ВВС США часто переезжал с семьёй с места на место. Свои первые кадры Анни сняла на Филиппинах, куда её отца расквартировали на время войны во Вьетнаме. Можно предположить, что артистические корни, частая смена визуальной среды и знакомства с новыми людьми поспособствовали появлению страсти к фотографированию. На снимке - отец и брат Анни.
После окончания школы в 1967 году Анни поступила в Институт искусств в Сан-Франциско. В 1970 году на обложке музыкального журнала "Rolling Stone" напечатали снимок Анни Лейбовиц, когда она была еще студенткой Института искусств, — это был один из кадров серии об антивоенных демонстрациях в Сан-Франциско и Беркли. Так началось долгое и плодотворное сотрудничество с этим журналом, в котором Лейбовиц сделала себе имя. В 1973 году она стала главным фотографом "Rolling Stone". В 1975 году Анни была официальным фотографом группы "Rolling Stones" во время их американского турне. В 1983 году, покинув "Rolling Stone", она перешла в журнал о моде и стиле жизни "Vanity Fair", с которым сотрудничает и по сей день. В начале 1990-х годов Лейбовиц открыла собственную студию в Нью-Йорке, а с 1998 года она сотрудничает с модным журналом "Vogue".
Она работает во всех жанрах, при этом человек, как правило, присутствует в фокусе её объектива и при съёмках пейзажа или интерьера.
Свой интерес к людям, знаменитым и рядовым Лейбовиц мастерски выражает в портретах, репортажных и жанровых зарисовках, съёмках обнажённой натуры.
В США трудно найти известных людей, не попавших в её объектив. Она умеет проникнуть во внутренний мир человека, превратить простую фотографию в целый рассказ и удивительную историю, отобразить разные, часто контрастные грани
человеческой личности.
На выставке были представлены фото-диптихи танцовщиц варьете топлесс, в которых справа размещён портрет в сценическом костюме, а слева портрет, снятый в бытовой обстановке. К сожалению, я не нашёл этих работ в интернете, а на выставке их снять не удалось, поскольку мешало стекло. Но два портрета Николь Кидман позволяют с не меньшим успехом проиллюстрировать её великолепную игру контрастами в жанре портрета.
Михаил Барышников – идеальная модель, которая подходит для съёмок даже у посредственного фотографа. Он великолепен как в танце, так и в статике. Тем не менее, Барышников предложил Анни стать фото-летописцем процесса создания проекта «White Oak Dance Project». Здесь вы видите самый известный кадр из этой серии.
Две фотографии являются визитной карточкой Анни Лейбовиц. Первая из них была сделана 8 декабря 1980 всего за несколько часов до убийства Джона Леннона.
Лейбовиц фотографировала Леннона для обложки Rolling Stone. После нескольких попыток сделать одиночный портрет Леннона, музыкант настоял на том, чтобы в кадре были оба - и он, и его жена Йоко Оно. Тогда Лейбовиц попыталась взять за образец поцелуй с обложки альбома Double Fantasy.
В процессе творческого поиска, она попросила Джона снять одежду и прижаться к Йоко. Сама Анни вспоминает об этом так: "Йоко спросила, нужно ли ей снять хотя бы верхнюю часть одежды, и я ответила - нет, не нужно, ещё не понимая, каким именно должно быть изображение. Когда Джон обнял её, это выглядело потрясающе сильно. Это выглядело так, будто ей холодно и он согревает её. Первая проба на Polaroid привела в восторг их обоих. Джон сказал: "в этом кадре ты показала наши отношения именно такими, какие они есть. Пообещай мне, что он будет на обложке". Я посмотрела ему в глаза и поняла, что сделка свершилась". Эта фотография вполне оправданно стала одной из постмодернистских «икон». Моё впечатление - эта разработка сюжета «мужчина-женщина» меньше всего ассоциируется с продолжением рода. Мы видим пару с не слишком чётко обозначенными гендерными отличиями, в которой мужчина, скорее, не «согревает» женщину, а пытается спрятаться и укрыться в ней. Идея этого фото была подхвачена многими фотографами, да и самому автору было трудно расстаться со столь успешной творческой находкой. Так появился парафраз с Джонни Деппом и Кейт Мосс.
Вторая визитная карточка Анни Лейбовиц – портрет Деми Мур.
Эта картинка, которую вы видите, лишь бледное отражение того, что висело в зале Эрмитажа. Шедевр этот (поверьте мне на слово) нужно увидеть качественно напечатанным и в большом формате. Если вы захотите когда-нибудь устроить свою фотостудию, повесьте там этот портрет на самом видном месте, для глубокого осознания того, что представляет из себя профессиональная работа со светом. Разумеется, магию этого фото не возможно объяснить только техническими параметрами. У звезды Голливуда Деми Мур было бессчётное количество фотосессий. Секрет именно этого снимка заключается в том, что в нём гармонично сочетается абсолютно всё: свет, модель, внутреннее эмоциональное состояние актрисы.
Следующий кадр выбивается из ряда выразительных, но лаконичных портретов, представленных выше. Большой талант не вмещается в узких границах. Анни с успехом поиграла в фэнтэзи по заказу компании Уолта Диснея, предложившей ей работу над созданием фотографий к своей рекламной кампании. Как вам Рэйчел Уайз в образе Белоснежки?
Покидая выставку, я невольно задумался о секрете пресловутой улыбки, которую многие американцы предпочитают не «снимать» со своего лица. Творчество этой удивительной женщины (она родила первого ребёнка в 51 год) никак не подходит под эпитет «духоподъёмное», и, уходя с выставки, мне улыбаться не хотелось. Но она так лучезарно улыбается… в одиночку, среди созданных ею невесёлых портретов разных людей.
Загадочная американская душа?



Journal information