Светское искусство возникло в королевских дворцах, а во второй половине 19-го века, с подъемом буржуазии, оно стало превалировать, ориентируясь на рынок, на потребителя попроще. Быстро, за сто с лишним лет, оно потеряло всякую связь с духом, с Богом, а потом место буржуа-заказчика занял куратор музея. После этого искусство порвало и с людьми и с красотой, и наконец, стало воинственно богоборческим.
На Западе этот процесс уже далеко зашел. Свиные туши, видеозапись пустых комнат, лампочки выдаются за искусство. А если уж образы Христа и Богородицы – то фотография Распятия в контейнере с мочой или Христос как знамя сексуальных меньшинств (распятого чернокожего атлета нежно и эротично обнимает молодец нордической внешности) – то, что нравится кураторам и заказчикам.
После 1990-го эта тенденция хлынула бурным потоком в Россию, и сразу стала воинственно антихристианской. Сложилась плотная, тесно спаянная мафия современного антихристианского псевдо-искусства воинствующих безбожников. Авдей Тер-Оганян рубил иконы, куратор Андрей Ерофеев устраивал выставки, и Плуцер-Сарно их восхвалял. Выставка «Осторожно, религия» с кощунственными произведениями Тер-Оганяна сопровождалась антихристианским пресс-релизом (ныне покойной) Анны Альчук, обвинявшим русскую церковь во всех грехах, а ее супруг Михаил Рыклин заклеймил защитников церкви в книге «Свастика, крест, звезда», за что и был награжден престижной премией в Германии.
Так сложилась около-искусственная мафия со своими галереями, коллекционерами, рынком, ярмаркой "АртМосква", подробно и ярко описанная в романе Максима Кантора «Учебник рисования». Эта мафия вполне интегрирована в западную: Саатчи в Лондоне подымает на щит мастера свиней в формальдегиде Дамьена Херста, Дарья Жукова привозит Херста в «Гараж» в Москву.
СТАТЬЯ ПОЛНОСТЬЮ
Journal information