Во время Великой Отечественной войны в этих лесах и болотах погибала 2-ая Ударная армия...
Римлянин, поселившийся среди любанских болот
Начало этой истории имеет почти пятисотлетнюю давность. Среди многочисленных болот Новгородского княжества, в 20 километрах к северо-востоку от только что возникшего поселения Любани, появился скит, основанный преподобным Макарием. Было это в начале ХVI века.
Православная обитель монахов прошла сквозь пять веков, знала годы благоденствия и запустения, одно время она даже была упразднена как монастырь, и затем снова возродилась в еще более великолепном виде, но вскоре была уничтожена, казалось бы, навсегда.
Мы познакомимся с этой удивительной историей, хотя время и враги варварски истребили многочисленные летописи, но не могли уничтожить народные предания.
Макарий родился во второй половине XV столетия в столице католического Запада – Риме, в итальянской семье, от богатых родителей, которые, однако, держались Православия. Своего сына-первенца они с детства обучали истинно христианскому благочестию в строгих законах религии. Они дали ему блестящее по тому времени научное образование. Однако Макарий решил посвятить себя служению не тленному миру, а Творцу мира – Всемогущему Богу. Изучение священного писания, творений святых отцов были постоянными занятиями будущего подвижника. Он мечтал жить согласно учению Святой Церкви и постепенно готовил себя к строго подвижнической жизни.
Католический Запад переживал тогда тяжелые времена. Папство утратило свое прежнее высокое значение и пришло в такую слабость и расстройство, что делами церкви руководила светская власть. И тогда Макарий обратил свои духовные очи на Восточную, Православную церковь. С посохом пилигрима (паломника) в ветхой одежде, без средств, надеясь только на Господа, отправился исповедник правды и закона Божия в далекую, неизвестную ему страну – Святую Русь. Долго странствуя, юноша, наконец-то, достиг земли Православного Великого Новгорода. Великолепие церквей и многочисленных новгородских монастырей, строгая жизнь монахов, торжественность и истовость богослужения глубоко поразили пришельца с Запада. Посещая обители, он достиг Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря на берегах Свири, где игуменом в то время был сам основатель обители.
Великий игумен в беседах с юношей открыл и разъяснил паломнику, чего жаждала его душа и сердце. Недолго пробыв учеником Александра, он был пострижен им в монашество с именем Макария, и с благословения начальника обители юноша решил навсегда затвориться в пустынножительской келии. Еще раз посетив святыни Новгорода, он избрал для себя в пределах Новгородской земли непроходимые дебри, раскинувшиеся в верховьях рек Мги и Лезны. И здесь, на небольшом островке топкого болота, поставил себе келью.
Юноша не желал бренной славы, не искал почестей, он жаждал созерцательной и духовной жизни. Жизнь при таких условиях можно было назвать невозможной, но монах Макарий терпеливо переносил все: голод и жажду, зной летний и зимнюю стужу. Он питался скудной пищей, состоявшей главным образом из плодов и растений, Для большего умерщвления своей плоти он носил тяжелые железные вериги – большой железный крест на кованой цепи. В рукописных старинных писаниях говорится, что даже дикие звери, нередко посещавшие подвижника, не трогали его. Он безбоязненно ласкал медведей и кормил их из своих рук, точно домашних животных. Нелегка была жизнь монаха-отшельника.
Вот как описывал суть монашества один из святителей церкви Афанасий Великий. "Есть два состояния в жизни: одно обыкновенное и свойственное человеческой жизни, то есть супружество, другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, то есть девство или состояние иноческое", К иночеству, этому "страшному и святому образу ангельского жития", стремилось немало людей знатных и прославленных своею деятельностью, людей науки и простолюдинов, одинаково жаждущих душевного спасения и христианского совершенства. Они оставляли свой привычный мир и спешили в уединенные обители, удалялись в непроходимые леса, безлюдные пустыни, часто далекие от воспитавшей их родины, и там, среди суровых подвигов и лишений, беспрестанно вознося молитвы, проводили дни своей жизни.
Однажды местные охотники, долго блуждая по болоту, наткнулись на келью отшельника Макария. Не отказал преподобный в духовной помощи страждущим, однако известность тяготила его, и он вторично построил убогую келью в глубине болота. Но недолгое время и здесь укрывался преподобный Макарий от мира. Слишком велика была народная любовь к нему. Многие, посетив его, подолгу не покидали его пустыню, некоторые же пламенно молили о позволении навсегда остаться с ним и вблизи его скромного жилища построить свои кельи. "И увидел тогда преподобный Макарий, что нет сил отказать в мольбах их, что на то – воля Господа". Усердно помолившись Творцу Небесному, он дал согласие ревнителям подвигов и жизни иноческой ставить кельи, и этим было положено начало пустынной обители, впоследствии ставшей известным Макарьевским монастырем.
Среди пастырей Божьих, просиявших в обширной стране Великого Новгорода, истории известны два пришельца – уроженцы Рима, основавшие в наших краях свои скиты, и ставшие впоследствии рассадниками веры и просвещения, явившиеся как оплоты Православия. Один из них, Антоний, в ХII веке построил свою обитель возле Новгорода на берегу Волхова, а другой, Макарий, в ХVI веке, в пределах современной Ленинградской области, среди топких болот у истоков рек Лезны и Мга.
Первая обитель, переросшая в Антониев монастырь, существует и поныне, сияя величественными храмами, вторая же обитель, которой довелось стать Макарьеским монастырем, перенесла немало невзгод, пережила века, но была разрушена в тяжелое для Отечества смутное время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Господь сохранил только ее святыню: нетленные мощи ее основателя – Макария Римлянина. Но, как волшебной птице Феникс, Макарьевскому монастырю вновь суждено воскреснуть даже после таких великих исторических потрясений.
В. Бабуркин. «Тосненский вестник»
Journal information