fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Про уранополитизм и патриотизм. К Дню народного единства

Протоиерей Георгий Максимов – один из лучших православных миссионеров. Блестящий полемист с точной и безупречной аргументацией, умеющий в краткой и доступной форме дать исчерпывающее представление о предмете, он спокоен и убедителен в общении с аудиторией, легко удерживая её внимание без цепляния на эмоциональный «крючок». Всем он хорош, но есть в его миссионерском досье один пункт под названием «уранополитизм», который ломает почти идеальный образ православного русского проповедника.

Уранополитизм, как явление в современном русском Православии, неотделим от яркой личности ещё одного выдающегося православного миссионера – убиенного о. Даниила Сысоева, с которым о. Георгия Максимова кроме общего поприща связывала дружба.

Уранополит в переводе с греческого означает «гражданин неба». Целью каждого христианина является получение этого гражданства, о котором Христос говорит: «Царство Мое не от мира сего» Иоан.18:36, «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» Иоан.8:23.

А есть ли в греческом языке слово, обозначающее гражданина мира [сего]? – Да, есть такое – это слово «космополит». Но почему-то наши братья во Христе, называющие себя уранополитами, космополитов как будто не замечают, но при этом неустанно «подвизаются» в «обличении» патриотов.

Зашёл я как-то на сайт «Миссионерского центра имени иерея Даниила Сысоева» и, наугад кликая по ссылкам, занялся беглым, «по диагонали» просмотром текстов. И вот, на одной из страниц наткнулся на замечательный в своём роде абзац , принадлежащий перу о. Даниила. Поверьте, я не выискивал целенаправленно чего-то жареного, а, как говорится, ткнул пальцем в небо. Цитирую:

«Насколько вывернуто сознание у рядового патриота! Обычно патриот считает для себя возможным ругать существующие власти, антинародный режим и т.д., но при этом клянется в неземной любви к выдуманной им стране (не важно – России или США). Но Библия учит ровно противоположному. Существующие власти достойны почитания и уважения до тех пор, пока не требуют от нас нарушения Заповедей Божиих: «…начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23, 5; Исх. 22, 28). Эта заповедь тщательно исполняется уранополитами, но презирается многими патриотами. Считается, будто для укрепления государства обязательно требуется патриотическое воспитание. Но насколько я понимаю, патриотическая идеология разработана французским и немецким масонством XVIII века с целью уничтожения христианской имперской государственности. Французская революция проходила именно под патриотическими лозунгами, которые революционеры противопоставляли сверхнациональной сути христианства. Именно под патриотическими лозунгами разрушались великие христианские империи, которые как-то умудрились существовать без национально-патриотического воспитания в течение столетий».

Не вижу смысла разбирать и комментировать эту оголтелую дичь, замечу только, что трудно себе представить, что думают рядовые уранополиты о сознании прп. Серафима Вырицкого, молившегося на камне за победы Красной Армии вопреки «сверхнациональной сути христианства», или святителя Филиппа Московского (Колычева), считавшего «для себя возможным ругать существующие власти».

О. Георгий Максимов высказался о своём отношении к учению своего друга в видеоролике «Про уранополитизм и патриотизм»:



Он с порога ловко открещивается от адептов сысоевского «учения» - не читал, мол, ничего не знаю. А, наверное, стоило бы почитать и ознакомиться для полноты освещения темы. Ведь яблоко от яблони не далеко падает, и «…по плодам их узнаете их» Матф.7:20. Но не суть…

Далее о. Георгий предусмотрительно и дипломатично делает оговорку на счёт выглядящих откровенно подозрительно новизны и нетрадиционности сысоевского «учения». В самом деле, жили же как-то без уранополитизма, и что же такое должно произойти спустя две тысячи лет после Рождества Христова, что некий иерей озаботился созданием теоретической базы для крестового похода против патриотизма?

Долго не задерживаясь на оговорках, о. Георгий приступает к апологии авторского первоисточника уранополитизма – «учении» о. Даниила.

Для начала приводится цитата, которая, по мнению о. Георгия, легитимизирует сам термин «уранополит»: «Подумай, кто был сказавший эти слова? Павел, гражданин небесный, хотя ещё облечённый немощным телом, столп церкви, земной ангел, человек небесный» (свт. Иоанн Златоуст. «Беседы о покаянии. Беседа вторая»). Однако у Иоанна Златоуста были основания так говорить об апостоле Павле, потому что: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким [человеком] могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» 2Кор.12:1-7.

Может быть о. Даниил в своей земной жизни или о. Георгий также сподобились восхищения до третьего неба? Если так, то мог бы как-то намекнуть аккуратно. Тогда и лишних вопросов не возникало бы…

Или может быть они, продвигаясь по духовной лествице, достигли ступени прп. Серафима Саровского, который со своей духовной высоты поделился с нами увиденным: «Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями»? А то ведь нам, грешным не свойственно любить того, чего мы ни разу не видели. В жизни мы учимся любить горнее, находя его отражение в дольнем. Об этом пишет Василий Андреевич Жуковский:

Что видимо очам - сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката –
Сии столь яркие черты –
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою,-
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие Создателя в созданье –
Какой для них язык?..
Горе душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.


Ведь что такое Родина? – Это то, что нас окружает: природа той земли, на которой мы живём, творения рук человеческих, и сами люди, с которыми нас объединяет один язык, одна культура, одна вера.

Николай Васильевич Гоголь в статье «Нужно любить Россию» напрямую связывает патриотизм (который есть ничто иное, как любовь к Родине) со спасением души: "...не полюбивши Россию, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгореться вам любовью к Богу, не спастись вам…"

«Учение» уранополитизма создавалось в «контексте полемики» - сообщает нам о. Георгий. Попробуем представить себе характер такой полемики, которая бы сподвигла приходского священника не пожалеть времени и сил на разработку нового церковного «учения». Может быть о. Даниила осаждали толпы экзальтированных прихожан, впавших в крайнюю степень патриотической духовной прелести? Не знаю у кого как, но лично мне в нашем приходе ни один такой не попадался.

Было во времена перестройки нашествие в церкви патриотически настроенных граждан с интересом чисто этнографическим - к «корням» прикоснуться в некотором роде. Но это всё уже далеко в прошлом. Впрочем, и сейчас встречаются в своём роде самодеятельные «этнографы», но для них, как правило, «корни» РПЦ МП недостаточно глубоки, старообрядцы им гораздо более интересны.

Если и существует патриотизм не полезный для спасения души, то таковой вполне определённо выражается в четверостишии раба Божьего Сергия:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».


А Есенин, как он сам рассказывал, выплёвывал Святые Дары, чтобы выдавить из себя раба…

Церковность Есенина, какой бы она ни была, коренится в традиции, его в церковь за ручку водили родители и/или другие старшие родственники.

А мы, нынешние чада Русской Церкви, более чем на 90% неофиты. Религиозная традиция в России была прервана 70-летним «вавилонским пленом» в богоборческом государстве. Даже притча во языцех – церковные бабульки – они ведь все бывшие комсомолки. И мы пришли в церковь сами, и отнюдь не для патриотической подпитки – есть много иных мест, где её поболее будет. И нам всем «надо рая», за этим то мы и ходим в храмы, но никак не за получением очередной порции патриотизма.

Так что же за проблема возникла у о. Даниила Сысоева в ходе его «полемики»? Скорее всего, причину надо искать в не очень приятных для священника-татарина контактах с представителями военно-патриотических, историко-патриотических, казачьих организаций, обществ, кружков, которых так много вокруг нашей Церкви. Возможно, о. Даниил пережил в детстве психологические травмы на национальной почве, что повлияло на его отношение к патриотизму. Мы этого не знаем, поэтому гадать не будем. Но факт в том, что мировоззренческий конфликт иерей Даниил Сысоев дерзнул перенести в сферу богословия.

Как утверждает о. Георгий Максимов «уранополитизм о. Даниила – это выражение исконного учения Православной Церкви, на котором о. Даниил просто заострил внимание…» Но вообще-то любая сектантская ересь начинается именно с «заострения внимания» на каком-то частном аспекте исконного учения, который сектанты превращают в "пунктик", на котором выстраивается их ересь. К примеру, описание в Деяниях Апостолов сошествия Духа Святого и говорение апостолов на незнакомых языках послужило основой для создания лже-учения секты пятидесятников.

О. Георгий Максимов, как добросовестный начётчик, прилежно подобрал соответствующие «уранополитские», как ему кажется, цитаты из Святых Отцов. Собственно, вся полемика уранополитов и патриотов сводится к тому, что каждая сторона приводит выгодные им цитаты из Священного Писания и Предания. Занятие на самом деле бесполезное, потому как в этих разных по смысловому содержанию цитатах нет противоречия. Всё дело в расстановке приоритетов, в иерархии ценностей, на что и сами отцы Даниил и Георгий справедливо указывают. Да и никому из процитированных святых и в голову бы не пришло бить себя в грудь и провозглашать: «я уранополит!» Это было бы так же нелепо и противоестественно, как если бы они при каждом удобном случае говорили: «я постник», «я молитвенник» и т.п.

Особенно забавным выглядит цитирование св. прав. Иоанна Кронштадтского, на минуточку, соучредителя (о ужас!) Союза Русского Народа. Но у о. Иоанна с приоритетами было всё в порядке. Когда читаешь его исполненные любовью и болью к своему земному отечеству и народу слова, то невольно вспоминаются слово Спасителя: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Матф.23:37

О. Георгий сообщает, что о. Даниилу не понравилось высказывание Ивана Ильина о том, что «на Россию надо молиться». Позвольте узнать, а вы где-то пересекались с участниками сектоподобного патриотического течения в Церкви, которые бы собирались для совместных молебнов не за Россию, а на Россию? Нет, не слышали о таких? – В таком случае не стоит наводить тень на плетень многоуважаемый протоиерей Георгий Максимов.

О. Георгию не нравится «выпячивание» патриотизма. А выпячивание космополитизма – нет, не волнует? А ведь интернационалисты всех мастей – от либералов до коммунистов десятилетиями насаждали в нас негативную национальную самооценку, навязывая нам представление, что в «этой стране» всё не так как у людей, между прочим, в том числе и религия у нас какая-то не такая, хорошо бы заменить её на более «прогрессивную».

Ближе к концу своего выступления о. Георгий сбился на откровенный наброс: дескать, патриотизм становится оправданием своей ненависти к кому-либо другому… Ну а затем наш миссионер приступил уже к пропаганде лже-учения своего покойного друга: «Уранополит должен во-первых, любить людей среди которых поселил тебя Бог и всемерно помогать им, во-вторых, по совести соблюдать законы государства, в котором ты живёшь, в-третьих, улучшать, насколько это по силам, духовно-нравственную обстановку в обществе, в котором ты живёшь, в-четвёртых, добросовестно исполнять свои обязанности по отношению к своему начальству как на работе, так и в народе, за исключением случаев, когда они приказывают нарушить заповеди…»

Так ведь под этим с радостью подпишется каждый адепт любой космополитической пацифистской секты, такой, к примеру, как Свидетели Иеговы, или адвентисты – люби людей, почитай власти, только Родину не люби. «Разве не таких людей не хватает нашему Отечеству больше всего?» - вопрошает протоиерей Георгий Максимов. - Таких людей больше всего не хватает не нашему Отечеству, а глобализаторам, которым не угодна любая форма коллективной идентичности, в том числе национальная, и в том числе религиозная.

«Бережно относиться к своей земной гостинице» призывает о. Георгий, но это бережное отношение должно начинаться со своего «номера», в котором, в отличие от некоторых других «номеров», не бросают в застенки за христианскую проповедь.

Самое забавное, что протоиерей Георгий Максимов активно включился в полемику с Кураевым по вопросу украинской автокефалии, отстаивая позицию Московского Патриархата. Спрашивается, какая уранополиту разница какой Патриархат – Московский или Киевский? К чему это ковыряние в канонических церковных закорючках? – Небесное-то отечество одно на всех. По-видимому о. Георгий старается не забывать «заповеди» своего друга и Учителя «исполнять свои обязанности по отношению к своему начальству». Ну что ж, похвально и достойно подражания.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» - говорит Апостол (1Кор.6:12). О. Даниил Сысоев изначально переступил эту грань, принявшись яростно декларировать православным патриотам прописные истины, о которых они и без него были немало наслышаны, и пытаясь доказать свой идефикс о том, что у православных патриотов, якобы неправильная иерархия ценностей. Наверное, ему бы стоило почаще обращать внимание на свою иерархию ценностей, тогда, может быть, не случилось бы беды. Ведь о. Даниила тянуло применять свой миссионерский талант не столько к «погибшим овцам» дома русского, сколько к близким ему по крови мусульманам. А о. Георгий Максимов подолгу зависает на Филиппинах, у него и аккаунт в youtube украшен фотографией филиппинского крещения…

Во всяком случае, люди, которые выделяют и отделяют себя от своих православных братьев во Христе «почётным званием» уранополита ничем принципиально не отличаются от прочих внутрицерковных квази-сект: беспаспортников, не поминающих Патриарха, царебожников, сталинистов и пр. В нашей Церкви кого только нет, есть, к большому сожалению, и церковные русофобы, космополиты и социопаты (а социопатия и русофобия – сёстры-близнецы). Вот они то и находят естественным образом в сысоевской ереси оправдание своей формы нелюбви к ближним и теоретическую основу для объединения в квази-секту. Именно на этом и стоит некоторая популярность уранополитизма.


Tags: Православие, патриотизм, религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo fluffyduck2 ноябрь 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments