fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote,
fluffyduck2
fluffyduck2

Category:

Человек. Часть 2. Душа и тело.

     Видеозапись и текст лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза, прочитанной в рамках лектория "Духовно-нравственное образование".

     Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Игнатий Брянчанинов; св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.




    Текст лекции


     «Душа есть сущность живая, простая, бестелесная, словесно-разумная, действующая посредством тела и сообщающая ему жизнь и возрастание, чувство и силу рождения (авт. способность к воспроизведению потомства себе подобных). Она есть сущность свободная, одаренная способностью хотеть и действовать, изменяемая в воле, имеющая ум... как чистейшую часть самой себя».
Святой Иоанн Дамаскин. [1]

     «Целый мир неравноценен душе: мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною».
Святой Иоанн Лествичник. [1]

     «Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца».
Святитель Василий Великий. [1]

    «Душа – это суть человека, в ней вся его своеобразность, его самосознание. Святой Григорий Неокесарийский приводит следующее доказательство существования души. Тело может двигаться при воздействии извне или изнутри. Извне наше тело никто не движет, следовательно, оно движется изнутри, т. е. имеет душу.
Человеческая душа индивидуальна, особенная у каждого человека, хотя и одинакова у всех по своей природе и составу. Как ни один человек внешне полностью не похож на другого, так и души отличаются одна от другой.
В душе можно выделить три основные силы. Это, во-первых, мыслительная сила (разум, рассудок). Заметьте, в духе ум, а в душе именно разум или рассудок. Во-вторых, сила желательная (желания, стремления, воля). В-третьих, раздражительная сила (чувства, эмоции).
Мыслительная сила (разум) должна занимать главенствующее место в душе. Разум призван управлять всеми другими силами души и контролировать их деятельность. Разум тесно связан с мозгом, через который человек получает информацию о теле и о процессах вне тела. Мозг получает информацию через анализаторы. Он тесно связан с речью, определяет способность к логике, анализу, синтезу  и т.п.
Сила желательная: здесь происходит проявление воли в виде желания, вожделения (очень сильного желания), устремления к чему-либо. Сила желательная – это, по сути дела, волевой аспект в душе человека.
Раздражительная сила (чувства): ум приходит в соприкосновение с предметами внешнего мира посредством чувств и через чувства принимает их. У души есть одно внутреннее чувство (сердечное), от которого вышли пять внешних чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. В чувстве кроется основная сила души, которая проявляется в двух видах: природной ревности к добру и усердию в доброделании.
В извращенном виде после грехопадения раздражительная сила души стала проявляться как гнев и похоть. Поэтому царь Давид просит: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50)» [1].

     «Следующим важнейшим свойством души в христианстве является ее невещественность, нематериальность, нетелесность» [2]. В современном мире, надо сказать, имеет место тенденция к овеществлению души, и вообще, к подходу к духовному миру с некими материалистическими мерками. Но нам надо чётко от этого отмежеваться. Потому что те законы, которые действуют в мире материальном, они совершенно не действуют в мире духовном, а человек очень часто приходит к миру духовному, душевному даже с нашими материальными мерками. И, исходя из законов материального мира, выводит заключения о мире духовном. Это абсолютно неправильно.
     «О подобном, физикалистическом, огрубляющем, отношении к духовному архиеп. Иннокентий (Борисов) писал: "В образе познавания предметов духовных у людей вообще заметна грубость: все небесное они представляют плотским образом. Вместо того, чтобы предметы плотские видеть в духе, они все духовное, так сказать, тащат на землю..." /Ч. 1: Иннокентий (Борисов). Нравственная антропология. 1875, с.227/» [2].
     Вот эта великая разница восприятия мира у святых и людей материальных. Люди, исполненные Святого Духа, видят материальные предметы, видят их сущность и видят их именно в том духовном плане, в том, как они были созданы изначально Богом. А люди грубые, материальные, наоборот, духовное видят в виде материального и вещественного, и они не в состоянии оторваться от этого представления о мире. Вспомните хотя бы атеистический постулат о том, что Бога нет: «Гагарин в космос летал и Бога там не видал. Ну где ваш Бог?». Чисто материалистическое представление. А что мог Гагарин мог видеть в космосе? – Он мог видеть только материальные объекты. Но Бог есть дух. А если Бог есть дух, то как он мог его увидеть? – Но здесь имеет место овеществление представления о Боге и поэтому полное Его отрицание. И вот такого рода мышление очень свойственно современным людям. Даже и не атеистам.
     «Идея о невещественности и бестелесности души и ангелов ясно изложена как у древних, так и у современных христианских отцов:
– по Дионисию Ареопагиту ангелы "бестелесны и невещественны" /христ.: Дионисий Ареопагит. 1994, с.91/;
<…>
– "По справедливости называют душу бесплотной" /христ.: Климент Александрийский. Строматы. 1996, с.247/;
– блаж. Августин неоднократно утверждал бестелесность души /христ.: Августин. Т. 2. 1998, сс.482, 553, 668/; в трактате о Св. Троице он же писал: "О душе никак нельзя говорить: длинна, широка, высока. Это – телесные принадлежности, а душа нетелесна... Из того, однако ж, что душа ни длинна, ни широка, ни высока, не следует, что ее нет. Много есть предметов, кои не имеют сих принадлежностей, и однако ж признаются существующими. Кто, например, сомневается, что правда есть? Но о ней нельзя говорить, ни того, что она длинна, ни того, что широка или высока" /цит. по: Феофан Затворник. 1997, с.95-96/; и далее: "Душа не из земли, не из огня, не из другого какого элемента, не из всех вместе, не из нескольких. Богом создана, и не есть субстанция, ни земная, ни огненная, ни воздушная, ни водяная: но субстанция разумная, – госпожа тела" /там же, с.96/; но при этом он допускал в качестве посредника между душой и телом некое "тонкое тело": "душа, будучи бестелесной, действует сначала на тело, близкое к бестелесному..." /христ.: Августин. Т. 8. 1895, с.83/; "материей своего грубого тела... она управляет при помощи природы более тонкого тела..." /там же/;
<…>
– "Иное есть естество тела, и иное естество души. Естество души мысленно, а естество тела чувственно" /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.44/; "душа... будучи невещественна, проста и несложна..." /там же, с.127/; и даже падшие духи являются невещественными /там же, с.355/ и определяются "бестелесными разумными тварями" /там же, с.326/;
<…>
Но, с другой стороны, иногда отдельные христианские авторы говорят и о некоторой телесности души (в разной ее степени и форме).
Наиболее известным таким автором является Тертуллиан. Он писал: "Мы определяем душу как рожденную из дыхания Бога, бессмертную, телесную – имеющую образ, простую по сущности, рассудительную в том, что ее касается, разнообразно развивающуюся, свободную в принятии решения, подверженную случайностям, благодаря своим дарованиям изменчивую, разумную, владычицу, прорицательницу, происходящую из одной души" /Тертуллиан. 2004, с.79/.
В качестве аргумента в пользу телесности души, иногда ссылаются на слова Климента Александрийского: "состоящее из тончайших частиц, [т.е.] душа"; или в новом переводе: "тонкий элемент, душа" /христ.: Климент Александрийский. Строматы. Т. 3. 2003, с.35; 6, 6, 52/» [2]. Здесь речь идёт о том, «что у души есть некое тело (не обычное, физическое, а "эфирное"), от которого она не может отделиться /см.: Ч. 1: Киприан (Керн). 1996, с.114/» [2].
     «В заключение приведем определение души, в котором все ее свойства и качества упомянуты одновременно: "О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я всего лишь утверждаю: что она – от Бога, но не Его субстанция; что она бестелесна, т. е. не тело, а дух... что она сотворена из ничего; что она бессмертна по некоторому образу своей жизни, которую не может ни в коем случае потерять, однако по некоторой своей изменяемости, в силу которой она может быть лучше или хуже, она может быть справедливо названа и смертной, ибо истинное бессмертие имеет только Тот, о ком сказано: "Единый имеющий бессмертие" (1 Тим. VI, 16)" /христ.: Августин. Т. 2. 1998, с.496/» [2].
     Вообще, этот вопрос очень тонкий. И он вызывал даже споры между Святыми Отцами. Одни считали, что душа вообще не имеет никакой материи, даже самой тонкой, эфирной. А другие (например, свт. Феофан Затворник) говорили: «нет, имеет». На мой взгляд, душа имеет некую эфирную, нематериальную, очень тонкую телесную оболочку. Почему? – Ну, во-первых, потому что она имеет определённую форму. Каждая душа имеет форму человека, о чём мы с вами будем говорить. Она может передвигаться. Если её нет здесь, то она там, подобно святым ангелам. Она находится в определённом месте пространства, следовательно, она ограничена. И, поэтому, безусловно, душа какую-то тонкую эфирную оболочку имеет. Это для нас очень важно, потому что, когда мы в последующих лекциях будем говорить о загробной участи души, о явлениях души в этом мире – этот момент будет для нас с вами немаловажен.
     По мнению Святых Отцов, душа способна к развитию и совершенствованию, и в этом состоит её земная задача.
     «– "Как в теле постепенное приращение достигает до полного развития естества при помощи питания, так и в душе преспеяние в совершенстве премудрости достигается причастными оной, при помощи упражнения" /христ.: Григорий Нисский. Ч. 7. 1865, с.119/;
– "Душа человеческая есть существо беспрерывно совершенствующееся и в этом отношении она, может быть, еще более, чем во всех других отношениях, противоположнее со всеми материальными и видимыми существами" /Гавриил архим. 1858, с.332/» [2].
     Конечно, человеческая душа способна к развитию и изменению, и в этом есть её задача. Мы с вами уже говорили о том, что человек создан по образу Божию, а призван к богоуподоблению. И момент богоуподобления прежде всего происходит в человеческой душе. Душа в своём зачатке, как в образе Божием, имеет добродетели. Добродетели любви, целомудрия, смирения, терпения, но эти добродетели в процессе нашей жизни должны развиваться и совершенствоваться. И развиваясь и совершенствуясь, они должны приблизиться, тянуться к тому уровню, на котором они были у Иисуса Христа: <…> такая же любовь, такое же смирение, такая же кротость. Вот это, как раз, и есть жизненная задачи. Но это возможно. Каждая душа должна идти путём духовного совершенствования. Но это возможно только пока она находится в теле. Вот пока мы с вами в теле, и при помощи тела возможно совершенствование души. Когда душа выходит из тела, мы пожинаем то, что посеяли здесь, находясь в нашем материальном теле. Почему так и дорого для нас наше земное время? – Как говорил один учёный-богослов: «Время – это те деньги, за которые мы можем купить вечность». Действительно, при правильном употреблении времени - на совершенствование души, мы входим в вечность. Или же, как говорят: «за деньги можно купить всё, кроме времени», отпущенного человеку. Время жизни не купишь. А вот, если есть время – на это можно купить всё. Поэтому надо очень внимательно относиться к своему времени, и не проводить его зря, в пустяках, в осквернении, а приобретать то, что может быть полезно для нашей души – вечной субстанции.

Adam

Тело. Его свойства и назначение.

      Казалось бы, мы все прекрасно знаем, что это такое – вот сидим за столом, вот оно наше тело. Но, оказывается, далеко не всё так просто и далеко не всё мы о нём знаем.
      Начнём разговор о теле словами свт. Иоанна Златоуста: «Итак, чем более низким представляется тебе вещество (тела), тем более удивляйся величию искусства (Божия)» [3]. И в другом месте: «великость и совершенство искусства Того, Кто праху и пеплу сообщил такую гармонию и такие чувства, столь различные и разнообразные и способные так любомудрствовать!» [3]. И как наставление пусть звучат слова того же святителя: «Не вини же Бога за тленность твоего тела, но за это еще более благоговей перед Ним и удивляйся Его премудрости и промышлению: премудрости, что в таком тленном теле Он мог выказать такую гармонию; промышлению, что сделал тело тленным для блага души, дабы смирить гордость и низложить высокоумие ее» [3].
     Действительно, если бы тело человеческое было бессмертным, то гордость, живущая в человеке, его самолюбие, не имело бы конца а только всё больше и больше бы возрастало и укреплялось.
     «Некоторые из древних христианских писателей, как например Иустин Философ и Ириней Лионский, иногда утверждали, что и тело создано по образу Божию, или, если быть точнее, что "тело не чуждо образа Божия" /христ.: Сильвестр (Малеванский). Т. 3. 1898, с.183-184/» [4]. Это очень важный момент – тело не чуждо образа Божия. Это значит, что «тело не чуждо доли причастности образу Божию, так как оно создано непосредственно Самим Богом, и создано для того, чтобы служить приличным жилищем, органом и выразителем души /там же, с.243-244/» [4]. О чём это говорит? – О нашем отношении к телу. Святые Отцы говорят, что тело мы можем уподобить ослу, на котором ездит наездник - душа и дух. И если осёл будет слабый или упрямый, то он будет идти не туда, куда надо, а если он будет чрезмерно сильный, упитанный, то он не захочет делать того, что надо, а будет брыкаться, бегать в разные стороны и т.д. То есть наездник – душа, должна держать своего осла в здравии, но в управлении. Например, для чего нам нужен пост? – Чтобы мы тело покорили душе и духу. Чтобы не живот нами управлял, диктуя постоянную необходимость в мясной пище и различных яств. Чтобы душа могла ограничивать тело и говорить: «ты будешь делать то, что я тебе скажу, а не я буду делать то, что говоришь». Вот поэтому душа должна уметь управлять своим телом, принуждая его делать то, что необходимо и разумно для души.
     Общеизвестно, что элементарной структурно-фунциональной единицей всего живого на Земле является клетка. Человеческое тело состоит из миллиардов клеток. Хотя клеток бесчисленное множество, они образуют одно–единственное тело. Все клетки нашего организма Господь сформировал так, как счёл наиболее разумным. Клетки, которые выполняют одинаковые задачи, образуют ткань. Клетки разных тканей отличаются друг от друга формой, размерами и структурами. Ткани объединяются в органы, а те, в свою очередь, в системы органов. Все системы в целом образуют человеческий организм, в котором выделяют центральную и периферическую нервную систему, сердечно-сосудистую, систему кровообращения, дыхательную, эндокринную, пищеварительную, иммунную, выделительную, репродуктивную, костно-мышечную, органы чувств и т.д. Каждая система имеет своё предназначение, т.е. выполняет определённую функцию. Все они тесно связаны между собой. Если по какой-либо причине произойдёт сбой в одной из них, то страдает весь организм в целом.
     Человеческий организм – необычайно сложное устройство, единый механизм, который можно сравнить с симфоническим оркестром, объединяющий десятки инструментов-органов, и воспроизводящих сложные музыкальные произведения, которые не оставляют равнодушными наши души, заставляя чувствовать, творить, действовать, приносить пользу. Значимость органов зависит от специализации. Все процессы жизнедеятельности строятся на том, что клетки делят между собой обязанности: каждая группа клеток имеет узкую специализацию.
     Наш организм, ввиду его сложности, нуждается в механизме, который бы регулировал деятельность всех органов и систем, обеспечивая функциональное единство и связь с внешней средой. Таким регулятором и дирижёром этого сложного, и в то же время удивительно слаженного коллектива, является центральная нервная система и, в частности, головной мозг. Мозг отвечает за наше мышление и движение, за наши чувства: зрение, слух, обоняние, осязание. Он помогает нам ориентироваться в многообразии всей повседневной жизни. Мозг – это центр управления телом, это своего рода компьютер, который способен принимать информацию, анализировать и откладывать её в памяти. Ведь память – это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию. Академик Иван Петрович Павлов так пояснял деятельность мозга: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать - связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто - ни энергия, ни материя не исчезают бесследно, и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедает христианская вера» [5] . Таким образом, можно считать вполне справедливым мнение о том, что тело управляет душой и, в частности, через мозг и выражается в материальном виде и в виде психической деятельности человека.
     Представление о том, что человеческий мозг является источником сознания нам представляется совершенно ложным и неправильным. Ещё в конце XIX века французский философ Анри Бергсон говорил о том, что «мозг человека это всего лишь телефонная станция, которая только передает, но не является источником информации. Информация в мозг приходит откуда-то, а восприниматься и передаваться им может по разному. Он может и хорошо работать, и барахлить, и совсем отключаться. Но он только передаточный механизм, а не генератор сознания человека. Сегодня огромнейшая совокупность научно достоверных фактов, полностью подтверждает эту мысль Бергсона» [6]. Естественно, генератором сознания является душа.
     «В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю болезни 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял сознание до самой кончины, жаловался только на головную боль. Когда после его смерти произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось совершенно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика» [7].
«Немецкий исследователь Хуфланд столкнулся с еще более невероятным фактом. Он вскрыл черепную коробку человека, которого разбил паралич. И в буквальном смысле слова потерял дар речи. Вместо мозга он обнаружил там 11 унций (29,8 г) воды! Между тем, больной до самой своей кончины сохранял все умственные и физические способности» [8].
«Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования знаменитый ученый Пим ван Ломмель» [9].
&nbsp;«К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью которой становится возможен прием сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение» [9].

[1] Священник Алексий Мороз. Педагог Т.А. Берсенева. «Добротолюбие».
[2] Душа. Христианское учение о душе.
[3] Святитель Иоанн Златоуст. «О статуях. Беседа одиннадцатая».
[4] Образ Божий в человеке.
[5] Архимандрит Ильичёв А.Т. «О науке и вере».
[6] А.И. Осипов. «Посмертная жизнь: «А что общее?»
[7] Существует ли душа?
[8] Думает ли наш мозг?
[9] Жизнь после смерти есть! Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?

<<< Часть 1                                                 Часть 3 >>>


Tags: Православие, антропология, иерей Алексий Мороз, лекции, религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo fluffyduck2 november 23, 2015 05:14 12
Buy for 20 tokens
Запретные темы: 18+; антиклерикализм; альтернативная (пара-)наука, парапсихология; пропаганда оккультизма, магии. Запрещается размещение материалов, содержание которых подпадает под действие статьи 282 Уголовного Кодекса РФ. п. 1. Ваши предложения пишите в личку или на fluffyduck@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments